1

Тема: НДФЛ, пенсионеры, профсоюзы

Согласно ст. 17 НК РФ, все элементы налогообложения для федеральных налогов, включая налоговые льготы, устанавливаются исключительно НК РФ. НДФЛ есть федеральный налог.
Следовательно, рассматривая НДФЛ, следует иметь в виду исключительно федеральные льготы.
Региональных или местных налоговых льгот по НДФЛ не может существовать в принципе.

Как разъяснено в Определении КС РФ от 07.02.2002 № 37-О, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Т.е. преференция, устанавливаемая НК РФ, только тогда является налоговой льготой, когда она предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков.

В наименованиях статей гл. 23 НК РФ понятие «налоговая льгота» вообще не упоминается. Привлекает внимание, конечно, ст. 217, называющаяся «доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)».

КС РФ в нескольких Определениях называл основания освобождения от НДФЛ, приведенные в ст. 217 НК РФ, налоговыми льготами: Определения от 26.04.2021 № 606-О, от 28.06.2018 № 1634-О и от 19.07.2016 № 1457-О.

При этом в самой ст. 217 НК РФ пенсионеры упоминаются только один раз: в п. 28 указано на доходы, не превышающие 4 тыс. руб., по такому основанию, как возмещение работодателем бывшим своим работникам – пенсионерам по возрасту стоимости приобретенных ими (для них) лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом.

Следовательно, помимо указанной льготы, налоговое законодательство не предусматривает иных льгот именно для пенсионеров. Однако это не означает, конечно, что пенсионеры не имеют права на иные основания освобождения от НДФЛ, приведенные в ст. 217 НК РФ – как раз, напротив! Все предусмотренные в этой статье положения полностью распространяются и на пенсионеров.

Например, не облагаются НДФЛ доходы, получаемые пенсионерами от продажи недвижимого имущества, находившегося в их собственности 5 лет и более (п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1 НК РФ).

Источник @Sprosiexperta_bot

2

Re: НДФЛ, пенсионеры, профсоюзы

Пожертвования перечислялись заявителем в адрес ТПО Самараоблпромпроф на постоянной основе, ежемесячно, также как и выплаты материальной помощи ТПО Самараоблпромпроф членам профсоюза - работникам заявителя. Перечисление материальной помощи без поступления пожертвований не производилось. Выплата материальной помощи ТПО Самараоблпромпроф членам профсоюза - работникам заявителя напрямую связана с перечислением  пожертвований ТПО Самараоблпромпроф как по датам (выплата материальной помощи осуществляется на 2-3 рабочий день после поступивших сумм пожертвований), так и по суммам - выплачивается материальная помощь за минусом 5% в среднем от сумм поступивших пожертвований. Заявления об оказании материальной помощи имели идентичное содержание: «в связи с тяжелым финансовым положением прошу оказать мне, как члену профсоюза материальную помощь». Заявления напечатаны на компьютере, от руки вписаны только фамилия, имя, отчество, подпись и дата. Документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение сотрудников не представлялись, обстоятельства потребности в помощи не указывались. На заявлениях сумма материальной помощи, которую необходимо выплатить члену профсоюза. Выплаты материальной помощи производятся в разных размерах, исходя из занимаемой должности, должностного оклада, вклада сотрудника.

Выплаченная материальная помощь не носила никакого социального характера, не зависела от материального состояния членов профсоюза - работников заявителя. Размер материальной помощи зависел как от занимаемой должности, так и от отработанного времени, то есть, был привязан к штатному расписанию, фактически являясь оплатой за труд.

Представленные налоговым органом доказательства не были оценены судами в совокупности и взаимной связи, что привело к тому, что доводы и возражения налогового органа и представленные им доказательства не получили должной оценки применительно к фактическим обстоятельствам дела и положениям налогового законодательства. Суды при рассмотрении дела фактически придали решающие значение доказательствам, представленным налогоплательщиком, оставив без внимания доказательства, на которые ссылалась инспекция.

Постановление № Ф06-6239/2021 Арбитражного суда Поволжского округа от 29 июля 2021 года по делу № А55-11555/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Хакимова И.А., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя – Казакова П.С. (доверенность от 29.04.2020),
ответчика – Суркина С.А. (доверенность от 01.06.2021 № 04-14/10283), Богатовой О.И. (доверенность от 01.06.2021 № 04-14/10278), Орловой С.В. (доверенность от 16.07.2021 № 04-14/00182),
третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Суркина С.А. (доверенность от 18.05.2021 № 12-09/021), Богатовой О.И. (доверенность от 05.10.2020 № 12-09/033@), Орловой С.В. (доверенность от 24.08.2020 № 12-09/27382),
третьего лица – ТК ТПО Самараоблпромпроф – Фишмана А.Л. (доверенность от 01.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу № А55-11555/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Россияне» (г. Самара) об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (г. Самара), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ТПО Самараоблпромпроф (г. Самара), Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (г. Самара),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Россияне» (далее - ООО ЧОО «Россияне», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, налоговый орган, инспекция) от 23.12.2019 № 1786 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2020 по делу № А55-11555/2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары и Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

До рассмотрения кассационной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области заявлено ходатайство о процессуальной замене Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 21 по Самарской области.

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции удовлетворяет заявленное ходатайство.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка расчета заявителя по страховым взносам за 2018 год в части правильности исчисления страховых взносов за период с 01.07.2018 по 31.12.2018, по результатам которой вынесено решение от 23.12.2019 № 1786. Данным решением ООО ЧОО «Россияне» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 58 533 руб., страховых взносов в размере 291 665 руб. и пени в размере 62 312 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 19.03.2020 № 03-15/09550@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение налогового органа без изменения.

Заявитель оспорил решение налогового органа в судебном порядке.

Как установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком, в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объекта налогообложения страховыми взносами и в нарушение пункта 1 статьи 421 НК РФ, базы для исчисления страховых взносов в результате неотражения выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, на сумму 980 200 руб.

Налоговый орган в оспариваемом решении ссылается на то, что в результате анализа движения денежных средств по расчетным счетам ТПО Самараобпромпроф за период с 01.07.2018 по 30.12.2018 установлено систематическое ежемесячно перечисление денежных средств ООО ЧОО «Россияне» на расчетные счета ТПО Самараобпромпроф двумя платежами «пожертвование на уставную деятельность» и «профсоюзные взносы». Аналогичные платежи поступали от иных лиц.

Далее ТПО Самараобпромпроф полученные денежные средства юридических лиц перечисляет на счета Российского объединения социальных технологий (РОСТ) «Межрегиональное объединение профсоюзных организаций Общероссийского объединения профсоюзов» с назначением платежей «членские взносы профсоюзной организации» (что составляет около 50% от всех списаний со счетов ТПО Самараобпромпроф, а также составляет приблизительно 95% от поступлений на счета РОСТ-ПОВОЛЖЬЕ).

В последующем РОСТ-ПОВОЛЖЬЕ возвращает денежные средства в ТПО Самараобпромпроф с назначением платежей «возврат части членских взносов» (что составляет около 95% от всех списаний со счетов РОСТ-ПОВОЛЖЬЕ также составляет около 50% от всех поступлений на счет ТПО Самараобпромпроф, которая через корреспондентские счета кредитных учреждений списывает денежные средства по реестрам с назначением платежа «выдача материальной помощи членам профсоюза для перечислен на карточки» (что составляет 50% от всех списаний от ТПО Самараобпромпроф).

В перечне физических лиц- получателей денежных средств у ТПО Самараобпромпроф в качестве «материальной помощи» имеются сотрудники заявителя.

Во всех случаях перечисление материальной помощи производилось только после получения пожертвования.
Так, в 4-м квартале 2018 года перечисление пожертвований заявителем прекратилось, соответственно, прекратились выплаты работникам заявителя в качестве материальной помощи.

Фиксированные размеры материальной помощи не устанавливались, отсутствует перечень обстоятельств, влияющих на размер материальной помощи. Выплаты сотрудникам заявителя производились исходя из занимаемой должности, должностного оклада, вклада работников.

Заявителем перечислено в адрес ТПО Самараобпромпроф во 2-м полугодии 2018 года членских взносов – 8300 руб., пожертвований - 1 188 670 руб., выплачено материальной помощи членам профсоюза-работникам ООО ЧОО «Россияне» 980 200 руб.

На этом основании инспекция сделала вывод о том, что выплата материальной помощи произведена за счет сумма пожертвований заявителя.

Часть работников заявителя, опрошенных в качестве свидетелей, показали, что воспринимали материальную помощь как доплату к заработной плате, другая часть подтвердила факт членства в профсоюзе, а также обращение за материальной помощью, иные указали на то, что не обращались за оказанием материальной помощи.

По мнению налогового органа, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО ЧОО «Россияне» в нарушение пункта 1 статьи 54.1 НК РФ допущено искажение данных расчета по страховым взносам путем вовлечения в свою деятельность профсоюзной организации и создания совместной схемы, согласно которой денежные средства, перечисляемые ООО ЧОО «Россияне» в адрес ТПО Самараобпромпроф, в дальнейшем перечисляются профсоюзной организацией сотрудникам ООО ЧОО «Россияне» в качестве материальной помощи. Целью создания данной схемы являлось уклонение от уплаты страховых взносов. Схема выплаты доходов за счет собственных средств налогоплательщика, перечисление в качестве пожертвований в профсоюз для дальнейшего распределения между сотрудниками, являлась для ООО ЧОО «Россияне» одним из инструментов стимулирования работников при экономии на страховых взносах.

Суды первой и апелляционной инстанций признали выводы налогового органа необоснованными, сделанными в отсутствие необходимых и достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя признаков недобросовестности и направленности на получение необоснованной налоговой выгоды по спорным взаимоотношениям с профсоюзной организацией.

Между тем, судами не учтено следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

Таким образом, заявитель в силу приведенных положений Кодекса является плательщиком страховых взносов и обязано отдельно в отношении каждого физического лица исчислять и уплатить страховые взносы и вправе согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Налоговый орган в обоснование оспариваемого ненормативного правового акта ссылался на совокупность установленных в результате выездной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды.

Так, инспекция указывала, что на счета ТПО Самараоблпромпроф поступают денежные средства от ряда юридических лиц с назначением платежей «пожертвования на уставную деятельность» и «профсоюзные взносы из зарплаты».

Далее ТПО Самараобпромпроф полученные денежные средства от юридических лиц перечисляет на счета РОСТ-Поволжье с указанием в платежных поручениях - членские взносы профсоюзной организации.

В течение 1 - 2 банковских дней суммы возвращаются на расчетный счет ТПО Самараобпромпроф с назначением платежей «возврат части членских взносов» (составляет около 94% от всех поступлений на счет «Самараоблпромпроф»).

Затем ТПО Самараоблпромпроф списывает денежные средства по реестрам с назначением платежей «выплата материальной помощи» членам профсоюза для перечисления на карточки через счета банков в г. Самара.

При этом выплата заработной платы совпадает с датой выплаты материальной помощи.

Пожертвования перечислялись заявителем в адрес ТПО Самараоблпромпроф на постоянной основе, ежемесячно, также как и выплаты материальной помощи ТПО Самараоблпромпроф членам профсоюза - работникам заявителя. Перечисление материальной помощи без поступления пожертвований не производилось.

Выплата материальной помощи ТПО Самараоблпромпроф членам профсоюза - работникам заявителя напрямую связана с перечислением  пожертвований ТПО Самараоблпромпроф как по датам (выплата материальной помощи осуществляется на 2-3 рабочий день после поступивших сумм пожертвований), так и по суммам - выплачивается материальная помощь за минусом 5% в среднем от сумм поступивших пожертвований.

При этом заявления об оказании материальной помощи имели идентичное содержание: «в связи с тяжелым финансовым положением прошу оказать мне, как члену профсоюза материальную помощь». Заявления напечатаны на компьютере, от руки вписаны только фамилия, имя, отчество, подпись и дата. Документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение сотрудников не представлялись, обстоятельства потребности в помощи не указывались. На заявлениях сумма материальной помощи, которую необходимо выплатить члену профсоюза. Выплаты материальной помощи производятся в разных размерах, исходя из занимаемой должности, должностного оклада, вклада сотрудника.

По мнению инспекции, выплаченная материальная помощь не носила никакого социального характера, не зависела от материального состояния членов профсоюза - работников заявителя. Размер материальной помощи зависел как от занимаемой должности, так и от отработанного времени, то есть, был привязан к штатному расписанию, фактически являясь оплатой за труд.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки требованиям статьи 71 АПК РФ представленные налоговым органом доказательства не были оценены судами в совокупности и взаимной связи, что привело к тому, что доводы и возражения налогового органа и представленные им доказательства не получили должной оценки применительно к фактическим обстоятельствам дела и положениям налогового законодательства.

Суды при рассмотрении дела фактически придали решающие значение доказательствам, представленным налогоплательщиком, оставив без внимания доказательства, на которые ссылалась инспекция.

Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее - Постановление Пленума № 53), налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.

Наличие разумных экономических или иных причин (деловой цели) должно быть подтверждено фактами (доказательствами), свидетельствующими о намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.       

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора установлены судами не в полном объеме, не дана надлежащая оценка доводам налогового органа и имеющимся доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

При новом рассмотрении дела суду учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи с учетом положений пункта 1 статьи 54.1 НК РФ, Постановления Пленума № 53, дать им правовую оценку, объективно установив фактические обстоятельства дела проверить правильность расчета, произведенного налоговым органом в оспариваемом решении и с соблюдением норм материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 48, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

произвести процессуальную замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 21 по Самарской области.

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу № А55-11555/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи И.А. Хакимов, Л.Ф. Хабибуллин