1

Тема: Самозанятые и штатные

ФНС изменит приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ниже по тексту), которым определена Концепция планирования выездных проверок.

В частности, будут учтены способы получения необоснованной налоговой выгоды при подмене трудовых отношений с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД).

Как сообщает ФНС РФ в письме от 16 сентября 2021 г. № АБ-4-20/13183@, при подготовке изменений были сформулированы признаки, указывающие на применение схемы ухода от налогов, путем найма самозанятых.

Такими признаками являются:


(1)Зависимость организационного характера самозанятого от заказчика, которая проявляется в следующем:
— обязательное условие сотрудничества – регистрация самозанятости;
— распределение самозанятых по объектам с учетом производственной необходимости;
— определение режима работы и отдыха самозанятых;
— контролирование работы самозанятого на объекте;

(2) Выполнение работы с полным использованием материалов и инструментов заказчика;

(3) Оплата труда самозанятого осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному нормами ТК РФ.

При наличии названных признаков, самозанятый фактически лишен своей предпринимательской независимости.

Письмо ФНС РФ от 16 сентября 2021 г. № АБ-4-20/13183@ “О рассмотрении обращения”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу оценки налоговых рисков, сообщает следующее.

Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

В соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, свидетельствующие о высокой степени вероятности отнесения контрагента налоговыми органами к категории проблемного (или «однодневки»), а сделок, совершенных с таким контрагентом, — сомнительных.

При этом статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

Ввиду того, что способ осуществления деятельности, направленной на получение прибыли, определяется самим хозяйствующим субъектом, с учетом действующего законодательства, обстоятельства организации бизнес процессов налогоплательщика, в том числе в части привлечения к выполнению работ граждан, зарегистрированных в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (далее — плательщик НПД), подлежат оценке налоговым органом исключительно в части правомерности отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствующей налоговой отчетности, устанавливаемой по результатам проведения мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган, при проведении соответствующих мероприятий налогового контроля оценивает, ведется ли налогоплательщиком и иными лицами соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов с принятием управленческих решений органами управления налогоплательщика или, напротив, от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации.

В свою очередь, налоговые претензии предъявляются налогоплательщикам в отношении их обязательств с контрагентами в случае выявления фактов злоупотребления, подтверждающих недобросовестные действия налогоплательщика, направленные на неуплату налога.

Более того, исчерпывающий перечень документов, на основании которых сделки, совершенные налогоплательщиком не могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления в порядке статьи 54.1 Кодекса, не может быть определен законодательно или какими-либо разъяснениями, поскольку при проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган может установить обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий налогоплательщика на неуплату налога и об использовании формального документооборота в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по сделке (операции).

Также ФНС России сообщает, что рекомендации по проведению налогового контроля с учетом норм статьи 54.1 Кодекса приведены в письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы должны отражать достоверную информацию о реальной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом.

Дополнительно ФНС России сообщает, что типовые способы получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с «плательщиками НПД», а также оказании (принятии) услуг и выполнении (принятии) работ «человекоёмких» отраслей учтены в проекте изменений к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, который в настоящее время находится на согласовании в структурных подразделениях ФНС России.

В рамках указанных изменений проработан вопрос о характерных признаках применения схем уклонения от налогообложения, подразумевающих привлечение к выполнению работ «плательщиков НПД» в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, и соответственно незаконной оптимизации страховых взносов и налога на доходы физических лиц.

В указанных случаях одними из признаков подмены трудового договора с физическим лицом договором оказания услуг плательщиком НПД являются:

1) Организационная зависимость «плательщика НПД» от своего «Заказчика», то есть:

1.1) Регистрация физического лица в качестве плательщика НПД — обязательное условие «Заказчика»;

1.2) «Заказчик» распределяет «плательщиков НПД» по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;

1.3) «Заказчик» определяет режим работы «плательщика НПД», в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;

1.4) Работник «Заказчика» непосредственно руководит и контролирует работу «плательщика НПД» на объекте (администраторы объектов);

2) Инфраструктурная зависимость «плательщика НПД» от «Заказчика», то есть «плательщик НПД» выполняет работу полностью материалами, инструментами и оборудованием «Заказчика»;

3) Порядок оплаты услуг «плательщику НПД» и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному Трудовым кодексом Российской Федерации.

Указанные признаки характеризуют «плательщика НПД» как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.

По вопросу исполнения плательщиком НПД своих обязанностей по передаче чека покупателю (заказчику) ФНС России сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, плательщик НПД обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@

Дата публикации: 21.02.2012

Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Дата документа: 30.05.2007
Вид документа: Приказ
Принявший орган: ФНС России
Номер: ММ-3-06/333@
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Критерии), согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.

4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.

5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению N 5 к настоящему Приказу.

6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев N N 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России.

7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками.

8. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации разместить настоящий Приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе "Налоговый контроль", подраздел "Налоговые проверки".

9. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.

10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.

11. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.П. Мокрецов

Комментарии:
в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@, от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@, от 08.04.2011 N ММВ-7-2/258@, от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@

Источник

2

Re: Самозанятые и штатные

По моему ничего не значащему мнению, под признаки, о которых говорит ФНС, подпадают любые компании, имеющие договоры с самозанятыми. Любой договор с самозанятым - это потенциальное присуждение НДФЛ, пенсионных и страховых взносов и всех сопутствующих пеней.

По мнению ФНС, признаками подмены трудового договора с физическим лицом договором оказания услуг плательщиком НПД являются:

(1) Организационная зависимость "плательщика НПД" от своего "Заказчика", то есть:
(а) Регистрация физического лица в качестве плательщика НПД - обязательное условие "Заказчика";
(б) "Заказчик" распределяет "плательщиков НПД" по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
(в) "Заказчик" определяет режим работы "плательщика НПД", в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
(г) Работник "Заказчика" непосредственно руководит и контролирует работу "плательщика НПД" на объекте (администраторы объектов);

(2) Инфраструктурная зависимость "плательщика НПД" от "Заказчика", то есть "плательщик НПД" выполняет работу полностью материалами, инструментами и оборудованием "Заказчика";

(3) Порядок оплаты услуг "плательщику НПД" и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному Трудовым кодексом Российской Федерации.

Указанные признаки характеризуют "плательщика НПД" как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности".