1

Тема: НО подает заявление о банкротстве

Президиум Верховного суда РФ 06.03.2019 утвердил Обзор отдельных вопросов, которые касаются банкротства юрлиц.

Касательно налогов, налогового органа и банкротства Президиум ВС РФ рассмотрел два вопроса:

(1) Как следует поступить судье арбитражного суда в том случае, если к заявлению ИФНС о признании организации-должника банкротом не приложены документы, обосновывающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, либо вероятность обнаружения такого имущества в процедурах банкротства?

(2) Что делать, если суд такое заявление не принял?


(1) ОТВЕТ. При рассмотрении вопроса о возможности принятия к производству заявления уполномоченного органа о признании организации банкротом, в том числе обладающей признаками недействующего юридического лица (п. 1 ст. 211 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), отсутствующего должника (п. 1 ст. 227, ст. 230 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве)), судам следует учитывать сохраняющие силу разъяснения, содержащиеся в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» (далее – постановление № 91).
В случае когда к заявлению уполномоченного органа о признании организации банкротом не приложены доказательства, подтверждающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, или вероятность обнаружения такого имущества, заявление на основании ст. 44 Закона о банкротстве подлежит оставлению без движения с последующим возвращением (при непредставлении соответствующих доказательств в установленный судом срок).
В качестве документов, свидетельствующих об отсутствии средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, судами, в частности, могут приниматься во внимание:
- акты судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания по основаниям, предусмотренным п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- справки налогового органа об отсутствии у него сведений об имуществе должника, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской
Федерации от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, и т.п.;
- выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций в банках, справки о переводах электронных денежных средств, указывающие на отсутствие остатка по счетам и несовершение по ним операций в течение длительного времени;
- сведения о непредставлении организацией бухгалтерской и (или) налоговой отчетности.

В ситуации, когда названные документы об отсутствии у должника имущества или их часть имеются в поступивших в суд материалах и уполномоченным органом не представлены какие-либо иные доказательства, обосновывающие обратное, в том числе возможность фактического поступления в конкурсную массу денежных средств вследствие привлечения
контролирующих лиц к ответственности, суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом, указав в мотивировочной части обстоятельство, послужившее основанием для возвращения, – отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Если указанное обстоятельство обнаружится после принятия к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, суд выносит определение о прекращении производства по делу на основании
абзаца восьмого п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве (с учетом разъяснений, приведенных в п. 14 постановления № 91), указав в мотивировочной части на отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на
проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Судам следует учитывать, что после возвращения заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, уполномоченный орган вправе обратиться в суд в общеисковом порядке с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или о возмещении ими убытков (ст. 6114 и 6120 Закона о банкротстве). Такое исковое заявление
подлежит разрешению судом в соответствии с положениями гл. III2 Закона о банкротстве, в том числе в соответствии с закрепленными в этой главе презумпциями.

(2) ОТВЕТ. Согласно подп. 4(3) п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации принятие судом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, определения о возвращении заявления уполномоченного органа о признании организации-должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.

Для списания задолженности по указанному основанию не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств.

Судам следует учитывать, что такое списание задолженности, по смыслу разъяснений, данных в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», само по себе не препятствует последующей подаче уполномоченным органом в общеисковом порядке заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для
исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица.
Кроме того, если после возвращения уполномоченному органу заявления о признании организации-должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа) в связи с отсутствием средств, необходимых на покрытие расходов по делу о банкротстве, будут выявлены имущество
должника, скрываемое им, или иные обстоятельства, указывающие на возможность поступления имущества в собственность должника (например, посредством фактического получения имущества через процедуру оспаривания сделок), которые не были и не могли быть достоверно известны уполномоченному органу, по его заявлению определение о возвращении заявления (о прекращении производства по делу) может быть пересмотрено применительно к положениям п. 1 ч. 2 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае пересмотра определения суд,
устанавливая общий объем обязательств должника перед бюджетом, проверяет, были ли налоговым органом восстановлены в соответствии с законодательством Российской Федерации суммы, списанные ранее на основании отмененного судебного акта.

2

Re: НО подает заявление о банкротстве

Статистика заявлений ФНС о банкротстве

Статистика заявлений ФНС о банкротстве

Источник

Налоговые органы подают заявление на банкротство исключительно в случае, когда не уплачены обязательные платежи. По статистике, к рядовым гражданам такие требования выдвигаются всего лишь в 0,1% случаев. То есть один случай на тысячу банкротств. Что можно с полным основанием отнести к редким случаем.

Но и при банкротстве юридических лиц процент очень небольшой - 12,4%, или 124 случая на тысячу банкротств.

Однако есть одно "но", которое заключено в тексте, помещенном в начале темы.

Дело в том, что налоговые органы не торопятся подавать заявление на банкротство, потому что налоговые чиновники не особенно желают ставить подписи под обязательствами заявителя в деле о банкротстве о финансировании процедуры банкротства. Поэтому налоговики дожидаются, когда заявление подает ординарный или залоговый кредитор, и после этого смело вступают в дело. Причем очень редки случаи, когда суды отказывают в принятии требований уполномоченного органа. Тем более, что если ординарный кредитор может подать заявление с условием включения в реестр в течение двух месяцев со дня введения конкурсного производства, то заявления от налоговых органов принимаются в течение восьми месяцев: закон о банкротстве устанавливает двухмесячный срок подачи заявлений о включении в реестр в процедуре конкурсного производства, однако согласно пункт 4 статьи 142 127-ФЗ, для налогового органа он увеличен до 8 месяцев, в случае если на момент закрытия реестра не вынесено или не вступило в силу решение  с выявленной недоимкой.

Поэтому подача заявления на банкротство и участие в процедуре банкротства - "две большие разницы".

В банкротстве граждан ФНС России более активна. Согласно официальной статистике Федресурса (данные Алексея Юхнина), в январе-июне 2019 года ФНС России подавала заявления в 2,0% случаев, то есть 1 заявления на каждые 50 банкротств; в январе-июне 2020 года этот процент составил 1,2%.
Как уже сказано выше, важно, не какова доля подачи заявлений со стороны ФНС, а какую долю занимают дела, в которых ФНС участвует.

При инициировании процедуры банкротства, а также в ходе этой процедуры налоговый орган консолидирует всю задолженность налогоплательщика перед государственными внебюджетными фондами и перед федеральными органами исполнительной власти. Начальная сумма в 300 тыс. руб., установленная статьей 6 закона о банкротстве, достаточная для банкротства организации, определяется по ее совокупной задолженности: по налогам, страховым взносам и другим обязательным платежам. В случае, если инициация процедуры банкротства исходит от налогового органа вследствие образовавшейся налоговой задолженности, одновременно с подачей заявления в суд он уведомляет об этом государственные внебюджетные фонды и иные федеральные ведомства и запрашивает у них информацию о задолженности. А затем направляет полученные данные в суд для включения объединенной задолженности в
реестр требований кредиторов.

Подача заявления о признании должника банкротом осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257.

Согласно п. 2 указанного Постановления, уполномоченный орган должен принять решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в следующие сроки:
– не ранее 30, но не позднее 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа;
Нарушение 90-дневного срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом не влияет на возможность признания такого заявления обоснованным и введения процедуры
банкротства. Однако заявление уполномоченного органа признается необоснованным, если на момент обращения в суд утрачена возможность принудительного исполнения требований, указанных в заявлении;
– в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности перед
бюджетом.

В соответствии с Приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@, все должники делятся на группы и уровни контроля. Такое деление обусловлено разделением полномочий между структурными подразделениями ФНС России и установлении дополнительного контроля со стороны ФНС России за должниками, имеющими крупную задолженность перед бюджетом.
В отношении каждого из должников первой и второй групп по оформленному в письменной форме решению соответственно ФНС России и УФНС России, на территории которого зарегистрирован должник - устанавливается один из трех уровней контроля, обеспечивающий своевременную выработку обоснованной позиции уполномоченного
органа в деле о банкротстве данного должника. Так, к примеру, в случае с первой группой должника и первым уровнем контроля в отношении него, уполномоченный орган в деле о банкротстве, обращается в ЦА ФНС России с целью согласования позиции по всем судебным заседаниям в отношении должника, а также по всем вопросам повестки дня собраний кредиторов в отношении должника.
Данным приказом установлена обязательность явки представителя налогового органа на каждом собрании кредиторов, а также в судебных заседаниях по делу о банкротстве должника, за исключением судебных заседаний в отношении должников, по которым отсутствует задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам,
подлежащим включению в реестр требования кредиторов, данные заседания могут проводиться без участия налогового органа.

Кроме того, Приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@ утверждены формы документов, которыми оформляются позиции уполномоченного органа для участия в судебном заседании и собрании кредиторов. Среди них стоит отметить «Поручение на участие в судебном заседании» и «Приказ о голосовании на собрании кредиторов».

В указанных документах уполномоченный орган выражает мотивированную позицию на основании анализа процедуры о банкротстве о том или ином событии в деле о банкротстве. Практически каждое мероприятие в процедуре банкротства не обходится без позиции уполномоченного органа по нему, а механизм подготовки позиции уполномоченного органа по тому или иному вопросу в деле о банкротстве имеет высокую степень проработанности и предельно регламентирован, а в некоторых случаях проходит через несколько уровней контроля и согласуется ФНС
России.

3

Re: НО подает заявление о банкротстве

ФНС занижает статистику банкротств

Исследования экспертов из компании Seldon показали, что официальная статистика числа банкротств ИП, которую ведут специалисты ФНС и «Федресурса», существенно занижена. Понять это позволило использование технологий анализа BIG DATA, а также масштабный рост общего количества банкротств.

Число банкротств за первые восемь месяцев 2020 года увеличилось на 62% – оно оценено в 64 000 человек. Однако данные ФНС говорят о 199 заявлениях от ИП за первые полгода, а в 2019 году их число было даже больше (274 предпринимателя).

То есть из статистики налоговиков можно было бы делать выводы о заметном улучшении ситуации в частном бизнесе.
Аналогичная картина и с данными «Федресурса», согласно которым за период с января по август обанкротились 874 ИП, что заметно меньше (на 8,6%) того же периода в прошлом году. И это несмотря на пандемию и заметное ухудшение экономической ситуации в стране, о котором говорят многие эксперты.

Причиной такого расхождения в статистике, отмечают исследователи из Seldon, стали поведенческие факторы. В действительности заявления на банкротство подали не 874, а 15 000 ИП. Однако сделали они это не как представители бизнеса, а как обычные граждане (физлица), которые не смогли рассчитаться с долгами.

Перед началом банкротства индивидуальные предприниматели попросту ликвидировали бизнес, а затем прошли процедуру получения статуса банкрота в упрощенном порядке (с 2015 года такая возможность появилась в законодательстве и юридической практике).
В итоге, несмотря на апрельский спад, связанный с ограничениями в работе судей, к сентябрю уровень числа банкротств побил рекорды предыдущих лет.

Проделанный аналитиками компании Seldon глубинный анализ позволяет по-новому посмотреть на проблемы микробизнеса и деятельности субъектов малого предпринимательства в период пандемии. Оставшись без страховочных финансовых механизмов, предприниматели остались без выручки, предпочитая закрыть бизнес, а затем перейти к банкротству, но уже в категории физлиц. Это подтверждают и данные по сегментам рынка (оптовой и розничной торговле), на которые пришлось максимальное число банкротств.

Оказалось, что официальная статистика банкротств ИП искажена почти в 20 раз. В нее, как правило, попали только те бизнесмены, процедуры несостоятельности которых были инициированы кредиторами. При этом по прогнозам экспертов до конца 2020 года их число может увеличиться еще на 7 000, составив 22 000 предпринимателей-банкротов по стране.

Источник