1

Тема: Письма без конвертов

Письмо Минфина России от 29.06.2021 N 03-05-05-01/51043

Для целей налогообложения налогом на имущество дополнен состав признаков недвижимости

Главное: Если сооружение не зарегистрировано в ЕГРН, но его построили и ввели в эксплуатацию с получением разрешений (разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию), то это недвижимость, подлежащая обложению налогом на имущество.


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 июня 2021 г.                                      № 03-05-05-01/51043

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 21.06.2021 об отнесении отдельных объектов к недвижимому имуществу в целях обложения налогом на имущество организаций и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
На основании статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) к недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты, подлежащие государственной регистрации или государственному учету.
По мнению Росреестра (письмо от 20.10.2020 N 11-9273-АБ/20), в ведении которого находится вопрос отнесения объектов к недвижимому имуществу, следует учитывать позицию Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 22.12.2015 N А27-18141/2014 по делу N 304-ЭС15-11476), согласно которой для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Отмечается, что согласно положениям пункта 10 статьи 1, статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства признаются объектами капитального строительства, для создания которых необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод в эксплуатацию. Таким образом, объекты капитального строительства создаются с соблюдением последовательного порядка, установленного для создания таких объектов.
Кроме того, раскрытие понятий «здание», «сооружение» содержится в пунктах 6, 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Пунктом 24 части 2 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что строительные конструкции зданий или сооружений, выполняющие определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, признаются неотъемлемыми частями таких зданий, сооружений.
В силу пунктов 10, 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса не являются объектами капитального строительства некапитальные строения и сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения), а также неотделимые улучшения земельных участков (замощения, покрытия и пр.).
Из системной взаимосвязи нормы пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса с положениями пунктов 1 статей 130, 131 Гражданского кодекса следует, что сооружения, обладающие характеристиками некапитальных объектов, не являются объектами недвижимости и в отношении них не осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В связи с изложенным Росреестр полагает, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости. Соответственно, объекты, обладающие характеристиками некапитальных сооружений, не относятся к недвижимому имуществу, право собственности на которые подлежит государственной регистрации.
Аналогичный вывод содержится в сформировавшейся судебной практике в отношении различного рода некапитальных сооружений и оборудования (например, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2015 N 306-ЭС15-5227 (забор), от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520 (замощение), от 07.04.2016 N 310-ЭС15-16638 (автостоянка), от 27.12.2018 N 310-ЭС18-13357 (колонка бензозаправочная), от 28.01.2019 N 308-КГ18-23749 (футбольное поле)).

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
29.06.2021

2

Re: Письма без конвертов

Есть ли план по сбору налогов?

О ФНС от Николая Андреева, шеф-редактор новостей «Клерка»


Вчера в рамках Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия «Будущее налоговой системы». Приводим некоторые выдержки.

Первым слово взял депутат Андрей Макаров, глава комитета ГД по бюджету и налогам. Также присутствовали глава ФНС Даниил Егоров и замглавы Минфина Алексей Сазанов.

Парламентарий вкратце прошелся по возникновению в современной России налогового законодательства, как писали НК, и заметил, как выросла за эти годы Налоговая служба.

«То, что сейчас делает Налоговая служба — это за гранью человеческого понимания», — сказал Макаров.

Не можем с этим не согласиться. Порой на местах инспекторы действительно творят вещи за пределами нашего с вами понимания.

Далее он задал тон беседы — что же будет являться двигателем налоговой системы. И главное, что делать с налогоплательщиком, ведь чтобы сменить менталитет людей, нужны не годы, а десятилетия.

После этого слово передали Даниилу Егорову.

Он начал с того, что в свое время им открыл глаза норвежский футуролог (без комментариев...) налоговой службы, который сказал, что «налоговое администрирование не может быть только в стенах налоговой службы, оно начинается у налогоплательщика». И посоветовал им не разделять эти процессы. Глава ФНС это вывел для себя в правило, что «любой проект должен начинаться с того, что нужно понять, насколько он ляжет на ту среду, которая сейчас существует». И рассказал, что с этой точки зрения оцениваются все современные проекты службы.

Макаров тут же заметил, что, по его мнению, менталитет у людей остался тот же, в виде страха перед государством. Люди, которые раньше боялись налоговую как инструмент, теперь не очень-то ее боятся (логики нет, но вы держитесь — прим. ред). И, по его мнению, главная проблема налоговой — что она в отношении к людям обогнала государство. Но люди ее все равно боятся, как представителя государства.

И после этого обратился к Алексею Сазанову, как будет дальше строить налоговую систему, особенно в плане взаимодействия с менталитетом.

Сазанов рассказал о двух направлениях развития. С одной стороны, речь идет о фискальной нагрузке, с другой — об упрощении администрирования.

У государства в различных ведомствах формируется большой пласт разрозненных цифровых данных. Все эти базы данных со временем можно будет как-то обобщать, и на их основе упрощать администрирование.

«Как это будет происходить, мне пока не понятно. Но мне точно видно, что этот пласт данных приведет к системному упрощению налогового администрирования» — сказал он.

Далее Макаров обратился к Сазанову с таким вопросом. Для начала он напомнил, что когда писали НК, там указали, что «налоговая служба не собирает налоги, она контролирует правильность их исчисления и уплаты». Налоги люди платят сами. Ну а суть вопроса — чем же, по мнению Минфина, занимается ФНС, собирает налоги, или она контролирует их исчисление или уплату.

Сазанов ответил, что, конечно, налогоплательщик сам платит налоги. Но при этом «ФНС в роли родителя присматривает как за детьми». И наказывает.

Парламентарий вспомнил слова Кудрина, который, «не стесняясь, говорил, что у ФНС есть план по сбору налогов». Сейчас же, дескать, плана нет, а есть «прогноз». И, хитро посмотрев на Егорова, спросил: «как там, насчет прогноза, можно ли его не выполнить?».

Егоров сказал: «да конечно можно». И рассказал, что за этот год прогноз не выполнен, но сидят же они здесь. Не уволили. И заодно сказал по поводу того, собирает ли налоги ФНС: «конечно не собирает», осторожно добавив «возможно даже пока».

В общем, нет сейчас плана по собираемости, по словам Егорова, система достигла предела. И рассказал о сервисах. О том, что налоговая на себя взяла расчет земельного и транспортного налогов. И прогнозирует, что в будущем налоговая сама будет считать налоги.

Макаров сказал, что не будет ли одного шага от того, что «налоговая сама считает налоги», к тому, что «она сама же их будет собирать». Егоров сказал, что это хороший тест для государства, понять, в какой момент люди будут готовы передать государству функцию по сбору налогов.

Депутат задал еще один хитрый вопрос, теперь Сазанову. А суть такая: «Не кажется ли вам, что наша налоговая политика долгие годы выстраивается не в интересах экономики, а из интересов бюджета?».

Сазанов ответил, что сама налоги всегда исторически вводились в интересах бюджета. Но бюджет финансирует экономику.

После этого поговорили о самозанятых, что для людей привлекательность НПД вылилась в то, что мало общения с государством, а также в малой сумме налога.

А еще был задан вопрос от Макарова Сазанову об уровне налоговой нагрузки.

«У вас нет ощущения, что у нас уровень налоговой нагрузки не просто высокий, а запредельно высокий? И если мы хотим, чтобы налоги платились, нам пора в ближайшее время ставить вопрос о ее снижении?».

Сазанов ответил, что это чувствуют люди, работающие «в полях». Но по сравнению с другими странами, у нас уровень не запредельный. На что Макаров сказал, что не любит сравнивать нас с другими странами, ибо и зарплаты далеки от зарубежных, и вообще в разных мирах живем (о, спасибо!). И сама модель Налоговой службы ни на какую в мире не похожа. И вернулся опять к вопросу о снижении налоговой нагрузки, получится ли при этом решать экономические проблемы.

Представитель Минфина ответил, что «потенциала для существенного снижения налоговой нагрузки у государства нет. Но в нефтяной отрасли всегда можно посмотреть».

Макаров спросил, «если у нас остается триллион свободных денег, не будет ли это потенциал для снижения нагрузки для каких-то отраслей». Ему ответили, что такие возможности каждый год весь Минфин рассматривает. И заодно добавили, что нельзя снизить налоговую нагрузку на год или два. Это долгосрочная перспектива, и на эту перспективу пока нет потенциала.

Заодно был поднят вопрос проработать вопрос об отмене неэффективных льгот, средства на которые можно пустить на развитие.

Это вызвало спор среди дискутирующих.

А осталось тем временем всего 10 минут. Макаров попросил подытожить.

Глава ФНС рассказал о проекте по работе с жалобами. О развитии системы обратной связи. И о создании модели онлайн-налогового администрирования.

А замглавы Минфина рассказал, что ждать налогоплательщику от Минфина. Тот перечислил:

упрощение налогового администрирования;
повышение эффективности налоговых льгот, которые уже существуют;
нужно что-то делать с цифровым налогом, поскольку войны порождают новые налоги, а сейчас — война с коронавирусом.
Кстати, насчет обратной связи: можем посоветовать поизучать одну из самых популярных групп бухгалтеров - «Красный уголок бухгалтера». Уж самая, что ни на есть, из первых рук. Узнают много нового.

Парламентарий подытожил, что «в налоговой системе работают профессионалы, причем с человеческим лицом». Но впереди еще много работы, и главное — убедить людей, что эти службы работают на них, что у нас в стране «не люди для государства, а государство для людей». Но в одиночку, по его мнению, ни ФНС, ни Минфину с этим не справиться.

Источник

3

Re: Письма без конвертов

Налоговики жалуются на многочисленные неточности, которые они выявляют в платежных поручениях на перевод налогов и взносов в бюджет. По их мнению, ошибки приводят к тому, что огромные суммы зависают в невыясненных платежах.

Основной причиной по мнению налоговой службы является то, что при формировании платежных поручений налогоплательщики неверно записывают банковские счета получателя, название банка, УФК, ОКТМ, ОКПО, КБК, ИНН, КПП получателя средств и многое подобное.

ФНС говорит о необходимости максимально внимательно заполнять платежные документы, так как ошибки, описки, опечатки в них могут привести к значительным для налогоплательщика финансовым последствиям.
Если налог не поступит в нужный бюджет в нужное время, он будет признан неуплаченным. Возможны длительные разбирательства с налоговым органом, что не в интересах налогоплательщика в любом случае, да вдобавок из оборота выпадают живые денежные средства, уменьшая доступную операционную массу налогоплательщика. Масштаб бедствия значителен.

Налоговые органы предлагают при заполнении платежных документов пользоваться интернет-сервисами службы. Как будто при заполнении форм документа на сервисе спасает от опечаток, описок и ошибок...

Источник

4

Re: Письма без конвертов

О представлении доверенности в электронной форме в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи уполномоченным представителем налогоплательщиках

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 5 августа 2021 г. № ЕА-3-26/5459@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение от 16.07.2021 по вопросу направления доверенности в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), сообщает следующее.

В настоящее время согласно пункту 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса «Доверенность», утвержденного приказом ФНС России от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, доверенность может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по ТКС.

Направление в налоговый орган по ТКС через оператора электронного документооборота электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов, далее — скан-образ) допускается только при условии их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП).

Одновременно применительно к доверенностям скан-образы документов, которые подписываются УКЭП налогоплательщика (доверителя), в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью и заверенным печатью.

В соответствии с положениями статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, пунктом 1.11 которых установлено, что при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), представляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета), а пунктом 2.2 — что в случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (далее — информационное сообщение).

Таким образом, налоговая декларация, достоверность и полноту сведений в которой, в том числе с применением УКЭП при представлении по ТКС, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (в Вашем случае заявление на получение патента), должна быть принята налоговым органом при условии наличия в налоговом органе легитимной копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя на подписание налоговой декларации, указанные в информационном сообщении, то есть бумажной копии доверенности, либо скан-образа доверенности с УКЭП доверителя (который может быть направлен в электронной форме по ТКС уполномоченным представителем) в соответствии с письмом ФНС России от 07.08.2017 № АС-4-6/15495@.

Одновременно сообщается, что с 01.01.2022 в соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» удостоверяющий центр ФНС России наделяется полномочиями по обеспечению УКЭП юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов на безвозмездной основе.

Однако ФНС России уже сейчас оказывает эту услугу, для получения которой необходимо обратиться непосредственно в любую ближайшую к Вам инспекцию ФНС России для проведения личной идентификации и предоставить USB-носитель ключевой информации (токен), сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России, а также документ, удостоверяющий личность, и СНИЛС.

Для получения услуги также возможна запись на сайте ФНС России (www.nalog.gov.ru) посредством сервиса «Онлайн-запись на прием в инспекцию» или «Личный кабинет для физических лиц».
Вместе с тем пунктом 3 статьи 29 Кодекса в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 374-ФЗ) установлена возможность совершения (оформления) индивидуальными предпринимателями доверенности в форме электронного документа, подписанного УКЭП доверителя (далее — электронная доверенность).
Полномочия ФНС России по утверждению формата и порядка направления электронной доверенности в налоговые органы по ТКС установлены абзацем 4 пункта 5 статьи 80 Кодекса в редакции Федерального закона № 374-ФЗ со сроком вступления в силу с 01.07.2021.
В соответствии с указанными положениями Кодекса ФНС России разработан приказ ФНС России «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи», который в настоящее время проходит процедуру государственной регистрации в Минюсте России (проект приказа был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития России 18.01.2021 по адресу: https://regulation.gov.ru/projects#npa=111784).
Учитывая изложенное, вне зависимости от того, направляет ли уполномоченный представитель налогоплательщика по ТКС доверенность от индивидуального предпринимателя в виде скан-образа или в виде электронной доверенности, они должны быть подписаны УКЭП налогоплательщика-доверителя (начало приема электронных доверенностей от налогоплательщиков или уполномоченных представителей по ТКС в порядке, установленном указанным приказом ФНС России, будет возможно после его вступления в силу).
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
05.08.2021

5

Re: Письма без конвертов

Послаблений не будет

Министерство финансов РФ рассмотрело предложение о прощении налоговых долгов, если они оплачены на 1/3, 1/2 или 2/3 от общего размера.

В письме от 02.08.2021 № 03-02-11/61768 ведомство сообщает, что обязанность по уплате налогов предусмотрена ст. 57 Конституции РФ.

В Постановлении от 17.12.1996 № 20-П КС РФ указывал, что налог является важным условием существования государства, поэтому обязанность по уплате налогов действует для всех. Плательщики налогов не могут свободно распоряжаться имуществом, которое должно быть внесено в казну. При этом согласно НК РФ при введении налогов учитывается реальная способность к их уплате. Налоги не могут носить дискриминационный характер.

Кроме того, в соответствии со статьей 21 НК РФ при необходимости плательщик может получить рассрочку, отсрочку или инвесткредит.


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 2 августа 2021 г. N 03-02-11/61768

Департамент налоговой политики Минфина России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение от 18 июля 2021 г. и сообщает следующее.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П определено, что налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов (далее — налогоплательщики) в соответствии со статьей 19 Кодекса признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Кроме того, в соответствии со статьей 21 Кодекса налогоплательщики имеют возможность получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Учитывая изложенное, предложение о прощении за должниками задолженностей перед государством по уплате налогов в случае их уплаты не менее 1/3, 1/2, 2/3 от суммы налогов, подлежащих уплате, не поддерживается.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
02.08.2021

6

Re: Письма без конвертов

Средства российских граждан за рубежом

МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Федеральная налоговая служба (ФНС) располагает данными о том, что россияне имеют свыше 700 тыс. финансовых счетов за рубежом на общую сумму около 13 трлн рублей. Об этом заявил на Гайдаровском форуме заместитель руководителя ФНС Дмитрий Вольвач.

"На сегодняшний день мы уже видим, такая база у нас устойчивая - где-то россияне располагают в целом по миру, в том периметре, который покрыт автоматическим обменом (системой автоматического обмена финансовой информацией), где-то более чем 700 тыс. финансовых счетов. Это 400 тыс. налоговых резидентов - юридических и физических лиц. Остатки на этих счетах в рублевом эквиваленте где-то уже превышают 13 трлн рублей", - сказал Вольвач.

По его словам, часть информации о счетах была получена в рамках международного обмена финансовой информацией, а о части средств ФНС узнала из отчетов самих налогоплательщиков.

"О многом мы, конечно, знали. Конечно, мы много чего интересного узнали. Но если сравнивать с той базой, которую мы сейчас видим, я могу высоко отозваться об уровне комплаенс наших уважаемых российских налогоплательщиков. То есть доля выявляемых нами несоответствий очень невелика по сравнению с тем объемом активов и количеством счетов, которые мы видим и которые к нам поступают от наших зарубежных партнеров", - сказал Вольвач.

7

Re: Письма без конвертов

Права растут

Минфин предложил наделить ФНС и ФТС процессуальными полномочиями по вступлению в арбитражные дела. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, размещенному на портале проектов нормативных актов.

"В соответствии с решением межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям на базе Росфинмониторинга была создана Временная рабочая группа по выработке согласованных предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные акты РФ в части противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж (ВРГ). На заседании ВРГ 28 октября 2015 г. представителями Минфина России, Росфинмониторинга, ФТС России, ФНС России и Следственного комитета было поддержано предложение о наделении таможенных и налоговых органов полномочиями по обращению в суд с заявлением о применении последствий недействительности мнимых (притворных) сделок. В целях реализации данных предложений подготовлен законопроект, задачей которого является наделение органов валютного контроля ФТС России и ФНС России процессуальными полномочиями по вступлению в дело в защиту публичных интересов", - говорится в записке.

В настоящее время Арбитражным процессуальным кодексом РФ вступление с заявлением в любое дело с процессуальными правами и обязанностями истца предусмотрено исключительно для прокурора.

Источникх

8

Re: Письма без конвертов

ФНС разъяснила порядок представления электронной доверенности

Положениями порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200@, установлено, что в ИФНС представить доверенность можно следующими способами: лично, через представителя, по почте, посредством ТКС.

При этом отправлять в налоговую по ТКС сканы документов можно, только если они заверены УКЭП.
Скан доверенности, подписанный УКЭП доверителя, по своей юридической силе приравнивается к документу на бумаге, подписанному лично.

Декларацию, достоверность которой подтверждает представитель, ИФНС примет в том случае, если у нее имеется копия доверенности представителя, предъявленная на бумаге или в виде скана по ТКС, заверенного УКЭП доверителя.

Следует иметь в виду, что со следующего года на ФНС возложены полномочия на формирование УКЭП. При этом такую услугу налоговая служба оказывает уже сейчас. Чтобы получить УКЭП, можно обратиться в любую ИФНС, принести USB-носитель, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ России, предъявить паспорт и СНИЛС.

Кроме того, Закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ установил возможность оформления ИП доверенности в форме электронного документа, подписанного УКЭП доверителя.

Вне зависимости от того, направляет представитель по ТКС доверенность от ИП в виде скана или в электронном виде, она должна быть подписана УКЭП доверителя.

Разъяснения - от ФНС РФ в письме от 05.08. 2021 № ЕА-3-26/5459@.

9

Re: Письма без конвертов

Не прошла Минфин попытка уменьшить НДФЛ на расходы, затраченные собственником на риелторов

В Письме Минфина России от 23.08.2021 № 03-04-05/67768 рассмотрен вопрос о получении имущественного вычета по НДФЛ при продаже квартиры и уменьшении в целях НДФЛ доходов от продажи на расходы на риелторские услуги.

Финансовое ведомство обосновывает, а более точно - заявляет вывод: положениями п. 2 ст. 220 НК РФ уменьшение суммы облагаемых НДФЛ доходов на сумму расходов на риелторские услуги не предусмотрено.

10

Re: Письма без конвертов

Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520

Введение моратория на некоторые плановые проверки в отношении субъектов МСП на 2022 г.

Не отменяются проверки лиц, деятельность (объекты) которых отнесены к категориям высокого риска (классам опасности), а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора), проверки субъектов МСП при наличии информации о вступившем в силу постановлении о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, либо принятом решении о приостановлении (аннулировании) лицензии, и с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено соответствующее постановление (решение), прошло менее 3 лет.

Также не отменяются проверки лицензионных требований, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит; федерального госнадзора в области использования атомной энергии.

На налоговые проверки Постановление не распространяется.
Плановые и выездные налоговые проверки в отношении субъектов МСП в 2022 г. будут осуществляться в обычном порядке.

11

Re: Письма без конвертов

Письмо ФНС России от 02.09.2021 N ПА-3-24/6004@.

Налоговая служба сообщает, что на основании части 8 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

ФНС России считает, что уничтожить персональные данные не представляется возможным, поскольку указанные действия повлекут невозможность выполнения налоговыми органами своих функций, полномочий и обязанностей.

Что в итоге означает - налоговая не может уничтожить персональные данные налогоплательщика даже по требованию налогоплательщика.

12

Re: Письма без конвертов

ФНС России доработала порядок увеличения сроков налоговой проверки, в частности, дополнив перечень оснований для его увеличения. Приказ вступает в силу 20 сентября 2021.

Теперь срок проверки соглашений взаимозависимых лиц может быть увеличен до года в том случае, если представители ФНС запросили и не получили информацию по такому соглашению от другого хозяйствующего субъекта.

Кроме того, продлена проверка может быть в том случае, если проверяемый налогоплательщик отнесён к категории крупнейших или если во время проведения контрольного мероприятия возникло обстоятельство непреодолимой силы.

Письменное решение об увеличении срока, подписанное руководителем ФНС, должно быть передано проверяемому налогоплательщику в течение трёх дней — таким способом, который позволяет подтвердить его получение: представителю под расписку или заказным письмом.

13

Re: Письма без конвертов

Правительство утвердило программу добровольного переселения россиян, живущих за границей.

В документе сказано, что до 2030 года планируется вернуть на родину как минимум 500 тысяч соотечественников.

Для этого группы сотрудников МИД и МВД будут выезжать за границу, чтобы рассказывать о программе переселения и убеждать людей возвращаться обратно.

14

Re: Письма без конвертов

Министерство финансов РФ опубликовало письмо, в котором обращает внимание на то, что заинтересованным лицам может быть предоставлена рассрочка платежей по налогам, что позволит избежать блокировки счёта.

ФНС имеет право в случае неуплаты налога налогоплательщиком списать доначисленную сумму принудительно со счёта должника или заблокировать расчетные счета налогоплательщика, не уплатившего налоги в положенный по закону срок.

Рассрочка предоставляется на основании заявления заинтересованного лица в ИФНС при наличии оснований изменения сроков уплаты. Рекомендованная форма такого заявления есть в приложении 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС № ММВ-7-8/683@.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

— справки банков о ежемесячных оборотах;

— справки банков об остатках денежных средств;

— перечень контрагентов-дебиторов и копии договоров;

— обязательство по соблюдению условий о предоставлении отсрочки или рассрочки и предполагаемый график погашения задолженности;

— документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.

Основания для предоставления рассрочки могут быть следующими:

— причинение ущерба в результате стихийного бедствия, катастрофы и т.п.;

— непредоставление бюджетных ассигнований;

— угроза возникновения признаков банкротства в случае единовременной уплаты им налога;

— производство и реализация товаров носит сезонный характер;

— невозможность единовременной уплаты.

В том же письме Минфин обращает внимание на то, что согласно пункту 12 статьи 64 НК, законами субъектов РФ или нормативными актами муниципалитетов могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате, соответственно, региональных и местных налогов.

15

Re: Письма без конвертов

16 сентября РБК сообщило о том, что Министерство финансов РФ подготовило варианты повышения налога на прибыль для тех компаний, которые в течение пяти последних лет на дивиденды отправили больше денег, чем инвестировали.

Два источника, знакомых с предложениями ведомства, сообщили РБК, что налог на прибыль для таких компаний может вырасти на 5-10 процентов (до 25-30%).

Минфин предлагает ввести коэффициент, рассчитанный по формуле «дивиденды — инвестиция — амортизация за пять лет», поделённые на капитал компании.

При коэффициенте меньше единицы, налог на прибыль остаётся прежним.

При коэффициенте от единицы до двух — то есть если дивиденды компании превышают инвестиции, но не более, чем в два раза — налог на прибыль увеличивается до 25%

При коэффициенте больше двух — если дивиденды компании превышают инвестиции больше, чем вдвое, размер налога вырастает до 30%.

Размер налога определяется по окончании налогового периода. Для госкорпораций, их дочерних структур, а так же компаний, в которых доля государства составляет более 50% сделано исключение.

Источник @nalogibs

16

Re: Письма без конвертов

Повышение налога на прибыль для недостаточно инвестирующих компаний

16 сентября РБК сообщило о том, что Министерство финансов РФ подготовило варианты повышения налога на прибыль для тех компаний, которые в течение пяти последних лет на дивиденды отправили больше денег, чем инвестировали.

Два источника, знакомых с предложениями ведомства, сообщили РБК, что налог на прибыль для таких компаний может вырасти на 5-10 процентов (до 25-30%).

Минфин предлагает ввести коэффициент, рассчитанный по формуле «дивиденды — инвестиция — амортизация за пять лет», поделённые на капитал компании.

При коэффициенте меньше единицы, налог на прибыль остаётся прежним.

При коэффициенте от единицы до двух — то есть если дивиденды компании превышают инвестиции, но не более, чем в два раза — налог на прибыль увеличивается до 25%

При коэффициенте больше двух — если дивиденды компании превышают инвестиции больше, чем вдвое, размер налога вырастает до 30%.

Размер налога определяется по окончании налогового периода. Для госкорпораций, их дочерних структур, а так же компаний, в которых доля государства составляет более 50% сделано исключение.

Источник @nalogibs

17

Re: Письма без конвертов

Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» документ, который подписали квалифицированной ЭП, равнозначен бумажному.

Такой документ можно использовать в любых случаях, кроме тех, когда есть обязанность применять только бумажную форму.

Письмом от 09.09.2021 N БС-4-11/12811@ ФНС России разъяснено, что организация - налоговый агент вправе самостоятельно определить способы представления своими работниками заявления на возврат излишне удержанного НДФЛ
(в том числе в электронном виде), не противоречащие действующему законодательству.

18

Re: Письма без конвертов

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 сентября 2021 г. № СД-4-2/12900@

“О рассмотрении обращения”
16 сентября 2021
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО 1, сообщает следующее.

На ранее направленные обращения даны ответы письмами Управления ФНС России, которые содержат мотивированные разъяснения законодательства о налогах и сборах и законодательства о несостоятельности (банкротстве) в части оснований для проведения налоговых проверок, представления интересов налоговых органов при в делах о банкротстве и признания сделок налогоплательщика недействительными.

Ответы даны по существу поставленных вопросов, несогласие заявителя с их содержанием не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.

В части доводов, касающихся необходимости проведения проверки в отношении ООО 2, следует отметить следующее.

Основанием для рассмотрения вопроса о целесообразности проведения налоговой проверки являются результаты проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, направленных на установление рисков совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Заявление третьего лица о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, равно как и наличие неурегулированного спора в рамках дела о банкротстве, не относится к налоговым рискам и не является безусловным основанием для проведения выездной налоговой проверки.

По информации Управления, организованные территориальным налоговым органом мероприятия налогового контроля в отношении ООО 2, направленные на установление возможных нарушений законодательства о налогах и сборах, не завершены. В случае выявления нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, виновные лица будут привлечены к установленной законом ответственности.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах не устанавливает специального срока, в течение которого должны быть проведены контрольные мероприятия.

Отдельно обращается внимание, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении в соответствии с пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), осуществляется налоговым органом самостоятельно. Соответственно, вопросы целесообразности проведения в отношении налогоплательщика конкретных мероприятий налогового контроля подлежат рассмотрению без участия третьих лиц.

Сведения, имеющиеся в распоряжении налогового органа, в том числе полученные налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля, относятся к налоговой тайне, за исключением случаев, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Кодекса. Таким образом, налоговые органы не вправе представлять заявителям информацию, отраженную в налоговых декларациях и ставшую известной по результатам налогового контроля, на основании норм подпункта 8 пункта 1 статьи 32, пункта 4 статьи 82, статьи 102 Кодекса.

Дополнительно сообщается, что вопросы исполнения участниками правоотношений градостроительного, природоохранного законодательства, равно как и правомерности определения видов разрешенного использования земельных участков не относятся к компетенции ФНС России.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса Д.С. Сатин

19

Re: Письма без конвертов

Вопрос: Об истребовании налоговым органом документов и сообщении налогоплательщику об ошибках и необходимости представления пояснений и внесения исправлений в рамках камеральной проверки декларации по НДС.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 августа 2021 г. N 03-02-11/69771

В Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение от 02.08.2021 и сообщается, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В силу пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи в рамках установленной компетенции отмечается следующее.

Согласно пункту 8 статьи 88 Кодекса при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных названным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (пункт 8.1 статьи 88 Кодекса).

В силу пункта 8.9 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Кодекса, главами 21 и 26.2 Кодекса, или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с главой 26.1 Кодекса (за исключением указанной декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, или не использующим указанное право), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, если иное не предусмотрено названным пунктом статьи 88 Кодекса, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий, предусмотренных вышеназванным пунктом статьи 88 Кодекса.

Вместе с тем, в случае если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 88 Кодекса).

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
30.08.2021

20

Re: Письма без конвертов

Приказ Федеральной налоговой службы от 17.08.2021 № ЕД-7-11/755@ "Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов представления документов, применяемых при подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, а также имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме"

(Зарегистрирован 17.09.2021 № 65051)

Приказом утверждены формы (форматы) и порядки заполнения заявлений о подтверждении права налогоплательщика на получение:

• социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. пп. 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 п. 1 ст. 219 НК РФ

• имущественных налоговых вычетов, предусмотренных пп. пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Кроме того, утверждены формы уведомлений о подтверждении права налогоплательщика на получение указанных налоговых вычетов.

Источник

21

Re: Письма без конвертов

Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-04-05/69466 от 27.08.2021

Вопрос: О получении супругами имущественного вычета по НДФЛ при приобретении имущества в общую совместную собственность.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 29.06.2021 и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса (в редакции до 01.01.2021) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

При этом согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 220 Кодекса указанный имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не превышающем 2 000 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (если договором между ними не установлен иной режим этого имущества). При этом не имеет значения, на имя кого из супругов оформлено такое имущество, а также кем из них вносились деньги при его приобретении.

Таким образом, в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, вправе получить каждый из супругов исходя из величины расходов каждого супруга, подтвержденных платежными документами, или на основании заявления супругов о распределении их расходов на приобретение объекта недвижимости, но не более 2 000 000 рублей каждым из супругов.

Согласно пункту 9 статьи 220 Кодекса, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Таким образом, после предоставления налогоплательщикам имущественного налогового вычета перераспределение указанного предоставленного имущественного налогового вычета или переносимого на последующие налоговые периоды остатка имущественного налогового вычета по заявлению налогоплательщиков, по мнению Департамента, не допускается.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ

22

Re: Письма без конвертов

Минэкономразвития предложило способ борьбы с выводом банкротных активов. Речь идет о признаках притворных сделок, используемых для обмана кредиторов.
Минэкономики предложит прописать в законе о банкротстве условия для оспаривания цепочки сделок, которыми недобросовестные предбанкроты прикрывали вывод активов. Поправки осложнят такую практику, но не сведут на нет, считают юристы

Министерство экономического развития предлагает внести изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)», дополнив его статьей об особенностях оспаривания взаимосвязанных сделок, если в них обнаружены признаки противоправных действий. Сейчас закон не запрещает оспаривать такие сделки в суде, но нет и прямого указания на такую возможность, как и четких критериев незаконности сделок.

Поправки нужны для противодействия незаконным финансовым операциям, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Документы есть в распоряжении РБК, их подлинность подтвердил федеральный чиновник. В скором времени ведомство собирается опубликовать проект для общественного обсуждения, сообщил он. РБК направил запрос в пресс-службу министерства.

Актуальность предложенных изменений объясняется тем, что сейчас в ряде случаев банкротству хозяйствующих субъектов предшествуют действия их руководителей и акционеров по выводу активов организации. Вывод средств прикрывают цепочкой взаимосвязанных сделок (в законодательстве используется термин «совокупность последовательных притворных и (или) мнимых сделок»). Каждой из таких сделок придается видимость наличия самостоятельной цели и гражданско-правового основания, но в действительности все они объединены единой противоправной целью, отмечается в пояснительной записке.

Типичный пример недобросовестной комбинации взаимосвязанных сделок — должник продает имущество по рыночной цене, получает деньги и сразу же полученные деньги выдает в качестве займа аффилированному с покупателем лицу. «Если рассматривать каждую сделку отдельно, то пороков в них нет. Но по сути результатом этих двух сделок стало то, что должник и имущества лишился, и денег у него нет. Поэтому эти две сделки можно оспорить как взаимосвязанные», — говорит советник юридической компании РКТ Иван Стасюк.

Признание недействительной одной сделки в цепочке может быть неэффективно, потому что совершить эту сделку могло заведомо неплатежеспособное или ликвидированное лицо, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В то же время оспаривание всей совокупности сделок обеспечит возврат активов в конкурсную массу для последующего удовлетворения требований кредиторов, надеются авторы поправок.

Как хотят изменить закон о банкротстве

Авторы законопроекта предлагают дополнить главу III.1 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» статьей 61.3-1, которая разрешит арбитражным судам признавать недействительной совокупность сделок, если такие сделки совершались с одной или несколькими из этих целей:
- причинение вреда имущественным правам кредиторов;
- оказание предпочтения одному из кредиторов;
- прикрытие совершения и затруднение оспаривания сомнительной сделки;
- создание видимости законности операций с имуществом.

В законопроекте выделяются признаки таких противоправных целей. Суд может посчитать сомнительными сделки, совершенные в течение короткого периода времени и без убедительного экономического обоснования. Если размер и назначение сделки существенно отличаются от тех, что совершали те же юрлица ранее, — это тоже повод для сомнений. Оспорить цепочку сделок можно будет, если цена каждой последующей сделки будет отличаться от предыдущей более чем на 5%.

Также суд заподозрит неладное, если выявит аффилированность участников сделок между собой. Вопросы к законности действий возникнут и в том случае, если в результате сделки произошла консолидация всего или существенной части отчужденного по сделкам имущества в собственности одного лица. Кроме того, одно и то же лицо не должно выступать в качестве стороны в различных сделках одной цепочки.

Предлагается также внести технические поправки в Гражданский и Арбитражный процессуальный кодексы. Изменения должны вступить в силу через 30 дней после официального опубликования закона (в случае его принятия).

В чем актуальность поправок

Оспаривать взаимосвязанные сделки можно и сейчас. Текущим законодательством это не запрещено, а значит, разрешено. Однако из-за недостаточности урегулирования этого вопроса (критериев взаимосвязанности, признаков недобросовестности сделок) возникали сложности в правоприменительной практике, указывают авторы поправок.

Тем не менее успешные прецеденты по оспариванию взаимосвязанных сделок, целью которых было причинение вреда кредитору и вывод активов, существуют. Одно из них упомянул старший юрист направления банкротства Crowe CRS Legal Антон Фомин. «В деле Мобилбанка еще в 2018 году решением Верховного суда была реализована подобная стратегия оспаривания. Однако законодательное закрепление правовых механизмов на практике действительно актуально, поскольку повысит правовую определенность и доверие к судебной системе», — отмечает юрист.

Проблема правоприменения состояла в том, что в законодательстве не было общих критериев взаимосвязанности сделок. «Наличие этой взаимосвязи определялось в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств и условий конкретной сделки. Более того, в рамках дела о банкротстве в цепочку сделок могли включаться не только собственно сделки, но и иные действия», — рассказывает арбитражный управляющий Игорь Илларионов. Например, так было в деле компании «Новая нефтехимия». Внесение изменений в закон, по его мнению, позволит уменьшить долю судейского усмотрения при решении вопроса о том, являются ли спорные сделки единой цепочкой.

Противоположностью излишней инициативности судей в подобных делах могло быть, напротив, нежелание разбираться в особенностях квалификации сложных сделок, добавляет советник Borenius Russia Андрей Бежан. «Прямое указание в законе о банкротстве на возможность оспаривания взаимосвязанных сделок и структурирование условий такого оспаривания упростит процесс доказывания по делу для добросовестных кредиторов и арбитражного управляющего», — полагает он.

До 2014 года экономические споры решал упраздненный Высший арбитражный суд (ВАС), напоминает партнер BMS Law Firm Денис Фролов. «Сейчас суды не всегда охотно применяют практику ВАС. С принятием поправок кредиторам и арбитражным управляющим станет чуть легче оспаривать цепочки сделок в отношении так называемого регистрируемого имущества (в первую очередь это недвижимость и транспортные средства), а также сделки по выводу денежных средств», — ожидает адвокат.

Какие могут быть риски у нового подхода

Поправки в закон о банкротстве хоть и затруднят недобросовестным игрокам использование механизма взаимосвязанных сделок, но не остановят полностью вывод средств в предбанкротный период, считают опрошенные РБК эксперты. «С каждым годом схемы вывода ликвидных активов становятся сложнее. Поправки приведут к тому, что бенефициары будут разрабатывать новые более многоступенчатые схемы отчуждения имущества, чтобы отследить конечного выгодоприобретателя было сложнее», — убежден Илларионов. «Вероятно, это не остановит схемы по выводу активов, и мы продолжим наблюдать классическое противостояние «снаряда и брони» при оспаривании сделок на первый взгляд разнородных, но которые могут быть объединены единой противоправной целью — вывода активов и причинения вреда кредитору», — соглашается Фомин.

Поправки в закон о банкротстве затронут и интересы тех, кто приобрел имущество должника, не зная, что участвует в незаконной сделке. «Если конечный покупатель не имеет ничего общего с группой злоумышленников, которые посредством цепочки сделок вывели из компании ценный актив, то забрать у него актив не получится, даже если вся эта цепочка будет признана недействительной», — утверждает руководитель практики разрешения споров Savina Legal Артем Баринов. В ситуации, когда истребовать актив в натуральном виде невозможно, закон предусматривает иной механизм — компенсационную реституцию, когда вместо актива в конкурсную массу возвращается его действительная стоимость. Тогда возвращать эту стоимость должны будут злоумышленники, а не добросовестный приобретатель, объясняет Баринов.

Обновление закона о банкротстве не гарантирует избавление правоприменительной практики от стандартных рисков, считает юрист. «Как только что-то появляется в законе о банкротстве, суды начинают это без особого осмысления активно применять. Так, например, произошло с презумпциями для привлечения к субсидиарной ответственности, появившимися в законе в 2017 году. Судам они так понравились, что они даже начали применять их с обратной силой, что вообще-то противоречит Конституции», — заключает Баринов.

Взято с РБК

23

Re: Письма без конвертов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 2 сентября 2021 года N БС-4-21/12421@

Вопрос:
О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций

Ответ:
Федеральная налоговая служба обобщила вопросы применения, начиная с налогового периода 2022 года, заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренного пунктом 8 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ), и направляет прилагаемые рекомендации.


С настоящим документом необходимо ознакомить сотрудников налоговых органов, на которых будут возложены полномочия по рассмотрению заявлений о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций.


Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Приложение к письму ФНС России от 2 сентября 2021 года N БС-4-21/12421@

Рекомендации по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций

1. С какого налогового периода может применяться заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, оформленное в соответствии с пунктом 8 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@?

Заявление о льготе может применяться, начиная с налогового периода 2022 года, для предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций налогоплательщиками - российскими организациями, имеющими право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (пункт 8 статьи 382 Кодекса, пункт 81 статьи 2, часть 3 статьи 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

2. Необходимо ли предоставлять заявление о льготе в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества?

Заявление о льготе предназначено для применения налоговой льготы налогоплательщиками - российскими организациями в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости (пункт 8 статьи 382 Кодекса).

Для иных объектов налогообложения льготы по уплате налога, как и ранее, заявляются (указываются) в налоговой декларации по налогу (пункт 1 статьи 386 Кодекса, приложение N 3 к приказу ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@).

3. В течение 2022 года организация, имеющая право на налоговые льготы, намерена ликвидироваться. За период с начала 2022 года до ликвидации организации каким образом можно заявить налоговые льготы?

Заявительный порядок предоставления налоговых льгот введен для налогового периода 2022 года и последующих налоговых периодов в связи с отменой с 2023 года обязанности налогоплательщиков - российских организаций включать в налоговую декларацию по налогу сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (пункт 8 статьи 382, пункт 6 статьи 386 Кодекса).

Положения пункта 6 статьи 386 Кодекса применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу за налоговый период 2022 года (часть 17 статьи 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

Учитывая, что в рассматриваемом случае налоговый период 2022 года полностью не завершен, налоговые льготы заявляются в соответствии с применяемыми в 2022 году правилами предоставления налоговой декларации по налогу (пункт 3 статьи 55, пункт 1 статьи 386 Кодекса, приказ ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@).

4. Допустимо ли применять налоговые льготы при уплате авансовых платежей по налогу в течение текущего налогового периода в случае, если заявление о льготе в этом налоговом периоде не подано?

Глава 30 Кодекса не связывает уплату авансовых платежей по налогу, учитывающих налоговую льготу, с обязательным представлением заявления о льготе.

Кроме того, в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о льготе или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пункт 8 статьи 382 Кодекса).

В тоже время, следует понимать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 386 Кодекса, начиная с 2023 г., для обеспечения выявления недоимки налогоплательщикам направляются сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога.

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе. Если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в сообщении будет отражена сумма налога без применения налоговой льготы.

В дальнейшем, в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 6 статьи 386 Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, включая заявление о льготе, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы за период, указанный в сообщении. Однако, если налоговым органом на основе полученных документов не будет предоставлена налоговая льгота, налогоплательщик несет риски предусмотренных Кодексом последствий неуплаты (не полной уплаты) в бюджет авансовых платежей по налогу, включая пени.

5. В какой срок необходимо представить заявление о льготе?

Предельный срок для представления в налоговый орган заявления о льготе Кодексом не установлен.

6. Какой налоговый орган уполномочен рассматривать заявление о льготе с принятием решения о её предоставлении?

Применение приказа ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@, предусматривающего по результатам рассмотрения заявления о льготе составление и направление уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы, обеспечивается УФНС России по субъектам Российской Федерации, в структуру которых могут входить подчиненные им налоговые инспекции (пункт 3 указанного приказа).

Пунктом 2.1 приложения к письму ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/19653@ "Об организации обработки формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества" регламентировано, что заявление о льготе рассматривается налоговым органом по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в заявлении о льготе.

Заявление о льготе может быть рассмотрено иным налоговым органом, если законодательством и (или) организационно-распорядительными документами ФНС России рассмотрение заявления о льготе отнесено к полномочиям этого налогового органа.

7. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган должен направить уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. По какой форме оформляются указанные документы?

Формы этих документов утверждены приказом ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@.

8. Допускается ли по одному заявлению о льготе одновременное направление уведомления о предоставлении налоговой льготы и сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы?

Допускается при наличии соответствующих оснований, например, применительно к разным периодам действия заявленной налоговой льготы и (или) разным объектам налогообложения.

Например, в заявлении о льготе указан срок предоставления налоговой льготы 01.01 - 31.12.2022, при этом за период с 01.01 по 31.05 действие налоговой льготы подтверждено (за этот период направляется уведомление о предоставлении налоговой льготы), а за период с 01.06 по 31.12 действие налоговой льготы не подтверждено (за этот период направляется сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы).

9. Необходимо ли предоставление заявления о льготе в отношении принадлежащего организации недвижимого имущества, не относящегося к объектам налогообложения (например, используемого организацией памятника истории и культуры народов Российской Федерации федерального значения)?

Кодексом не предусмотрено представление заявления о льготе по объектам недвижимости, которые не являются объектами обложения налогом (пункт 4 статьи 374, пункт 8 статьи 382 Кодекса).

10. Можно ли в первый месяц 2022 года представить заявление о льготе, указав период её использования в течение всего 2022 года и последующих лет?

Необходимо понимать, что, если в заявлении о льготе указан не наступивший период, за который заявлена налоговая льгота, для её предоставления налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период, указанный в заявлении, поскольку в уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания её предоставления (пункт 3 статьи 361.1, пункт 8 статьи 382 Кодекса).

В противном случае, в отношении документально неподтверждённого периода действия налоговой льготы будет направлено сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

11. Допускается ли направление заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России?

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Кодекса, личный кабинет налогоплательщика используется для реализации налогоплательщиками своих прав, установленных Кодексом, только в случаях, предусмотренных Кодексом. Представление организациями заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика в настоящее время Кодексом не предусмотрено.

Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru по состоянию на 25.09.2021

24

Re: Письма без конвертов

Генпрокуратура рассказала, как жаловаться на действия следователей, дознавателей и прокуроров

Порядок рассмотрения жалоб на действия следователей и дознавателей регламентировал Приказ генпрокурора от 1 ноября 2011 г. № 373. Этот указ утратил силу.
Теперь Генпрокуратура опубликовала Приказ от 24 августа № 487 о порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора.
Существенное отличие между новым и старым приказами заключается в том, что в Приказе № 373 подчеркивалось, что при вынесении постановления необходимо руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, положениями Постановления КС РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П и Определения КС РФ от 25 января 2005 г. № 42-О. В новом же приказе данное разъяснение отсутствует - выносить такое постановление необходимо путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.

При удовлетворении жалобы на нарушение органом дознания разумного срока уголовного судопроизводства предусматривается, что необходимо давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, соблюдению сроков расследования и контролировать их.

Приказ касается и порядка обжалования постановления прокурора, принятого по жалобе в порядке ст. 124 УПК. «При этом у нижестоящего прокурора истребовать мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые копии актов прокурорского реагирования и процессуальных документов, подтверждающих либо опровергающих доводы заявителя, а в случае необходимости – материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела».

Кроме этого, за ненадлежащее рассмотрение жалобы предусмотрена персональная ответственность прокуроров.

Источник

25

Re: Письма без конвертов

Письмо ФНС России от 29.01.2014 №ГД-4-3/1399@ "О направлении разъяснений Минфина России"

Дата письма: 29.01.2014
Номер: ГД-4-3/1399@
Вид налога (тематика): Налог на прибыль организаций
Статьи Налогового кодекса:
Статья 255

Вопрос: Доводится согласованная с Минфином России правовая позиция по вопросу учёта для целей налога на прибыль организаций расходов работодателей, направленных на нужды профсоюзной организации

Ответ:
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе разъяснения Минфина России (письмо от 16.01.2014 № 03-03-10/1017) по вопросу учёта для целей налога на прибыль организаций расходов работодателей, направленных на нужды профсоюзной организации.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Государственный советник Российской Федерации 3 класса
Д.Ю. Григоренко

https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts … g/4495638/