В каких случаях устанавливается повышенная налоговая ставка для компаний на упрощенке
Эксперты налогового ведомства разъяснили, каким образом исчисляется налог, который уплачивается при применении налогового спецрежима УСН.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 14 декабря 2022 г. № СД-4-3/16972@
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА, УПЛАЧИВАЕМОГО В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСН
Федеральная налоговая служба в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщает следующее.
Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-4-3/958@ (далее — Приказ) утверждены форма налоговой декларации (далее — Декларация) по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) (форма по КНД 1152017), порядок ее заполнения, а также формат представления Декларации в электронной форме.
31.07.2020 принят Федеральный закон № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 266-ФЗ), которым предусмотрено применение налоговых ставок, предусмотренных пунктами 1.1 и 2.1 статьи 346.20 Кодекса, в размере 8 процентов и 20 процентов.
Письмом ФНС России от 24.11.2021 № СД-4-3/16342@ доводились уточненные алгоритмы, учитываемые при заполнении в налоговой декларации по УСН суммы исчисленного налога (авансового платежа) за 9 месяцев и за налоговый период в случае применения налоговых ставок, установленных вышеуказанными пунктами.
Одновременно с этим сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22.06.2009 № 10-П отметил, что в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.
Законодательно установленный круг адресатов налоговых льгот в широком понимании — как в форме освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков, так и в форме установления пониженных ставок налога или возможности уменьшения налогооблагаемой базы — не может быть произвольным и должен иметь под собой экономическое основание (пункт 3 статьи 3 Кодекса). Верховный суд Российской Федерации в Определении от 06.09.2006 № 59-Г06-16, указал, что экономическим основанием для установления налога является наличие у налогоплательщика имущества, дохода, или иное основание, имеющее стоимостные, количественные или иные характеристики.
В этой связи ситуация, при которой применение налоговой ставки в размере 8 процентов (20 процентов) в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой отчетного и предшествующего периода, влечет исчисление налога в меньшем объеме, чем при его исчислении налогоплательщиком, получившим аналогический экономический результат, но применяющим ставку в размере 6 процентов (15 процентов), является экономически необоснованной и ставит налогоплательщиков в неравное положение.
Из содержания Закона № 266-ФЗ следует, что целью принятия данного закона являлось именно установление повышенных налоговых ставок 8 процентов или 20 процентов для налогоплательщиков, у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей и (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек в целях применения УСН, и сохранения права на применение указанного режима налогообложения без необходимости восстанавливать налоговый учет и налоговые обязательства с начала отчетного (налогового) периода, в котором произошли указанные превышения, как предусматривалось ранее до принятия соответствующего закона и соответственно не может являться основанием неправомерных ожиданий налогоплательщика в части получения выгоды от применения предусмотренного механизма исчисления налога.
Учитывая изложенное, в целях исключения получения необоснованной выгоды от применения предусмотренного механизма исчисления налога, ФНС России сообщает, что в случае, если налоговая база, определенная за налоговый (отчетный) период, оказалась меньше налоговой базы, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников, то при исчислении налога (авансовых платежей по налогу) в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового (отчетного) периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников, в зависимости от выбранного объекта налогообложения налоговая ставка подлежит применению в размере 6 процентов либо 15 процентов, если иной размер налоговой ставки не установлен законом субъекта Российской Федерации на основании пунктов 1 и 2 статьи 346.20 Кодекса.
Направленные письмом ФНС России от 24.11.2021 № СД-4-3/16342@ уточненные алгоритмы, учитываемые при заполнении в налоговой декларации по УСН суммы исчисленного налога (авансового платежа) за 9 месяцев и за налоговый период в случае применения налоговых ставок, установленных вышеуказанными пунктами, будут скорректированы.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН