Рассмотрение Инспекцией материалов налоговой проверки за пределами сроков, установленных ст. 101 НК РФ приводит к избыточному и фактически не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля. На недопустимость затягивания принятия решения по результатам налоговой проверки неоднократно указывал как Конституционный Суд Российской Федерации (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 16.07.2004 № 14-П, определением от 28.02.2017 № 239-О).
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 ноября 2021 года по делу № А40-135677/21-75-2552
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2021 года
Арбитражный суд в составе судьи Нагорной А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Егоровой Д.В., с использованием средств аудиофиксации,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Акционерного общества «Сибпроект» (зарегистрированного по адресу: 115184, Россия, Москва г., Муниципальный округ Замоскворечье вн.тер.г., Озерковский пер., д. 1/18, этаж 2, ком. 7-16, ОГРН: 1207700115127, дата присвоения ОГРН: 12.03.2020, ИНН: 9731062009)
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 121351, Москва город, Молодогвардейская улица, дом 32, ОГРН: 1047731038882, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7731154880)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в продлении срока рассмотрения материалов проверки ООО «Сибпроект»; обязании рассмотреть материалы выездной налоговой проверки 16.11.2021 г. и принять решение по материалам проверки в порядке п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований от 23.10.2021 г.)
при участии представителей:
от истца (заявителя) – Цибульский А.В., по доверенности от 23.06.2021 г. № 58/21;
от ответчика – Ионов Д.А., по доверенности от 13.01.2021 г. № 06-23/00772;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Сибпроект» (заявитель, Общество, ООО «Сибпроект») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве (ответчик, Инспекция, ИФНС России № 31 по г. Москве) о признании незаконным бездействия, выразившегося в продлении срока рассмотрения материалов проверки ООО «Сибпроект»; обязании рассмотреть материалы выездной налоговой проверки 16.11.2021 г. и принять решение по материалам проверки в порядке п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований от 23.10.2021 г.).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования с учетом принятого судом уточнения по доводам заявления и письменных объяснений, представитель ответчика против удовлетворения требований возражал по доводам отзыва на заявление и письменных объяснений.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд счел заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что Инспекцией совместно с сотрудниками правоохранительных органов была проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки был составлен акт налоговой проверки от 28.02.2019 г. № 23/12, которым установлена неуплата Обществом налогов (налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость) в общей сумме 218 880 805 руб. и пени в размере 91 004 881 руб.
Общество представило возражения на акт проверки исх. № 429/19 от 24.06.2019 (вх. № 032172 от 25.06.2019), в связи с получением которых Инспекцией были приняты решения: от 11.07.2019 г. № 23/27 «О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки» и от 11.07.2021 г. № 23/22 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля».
По результатам проведения в период с 11.07.2019 по 11.08.2019 дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с решением от 11.07.2021 г. № 23/22 Инспекцией составлено дополнение к акту налоговой проверки от 02.09.2019 г. № 23/30, на которое Общество представило пояснения к возражениям исх. № 479/19 от 10.07.2019 и от 30.09.2019 г., которые так и не были рассмотрены Инспекцией.
Считая, что со стороны Инспекции имеет место незаконное бездействие, выражающееся в нерассмотрении материалов выездной налоговой проверки, Общество обратилось в жалобой в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, решением которого от 17.06.2021 № 21-10/090171@ она была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к его обращению в суд с требованиями по настоящему делу.
В обоснование требований по делу Общество указало, что на протяжении длительного времени, с 01.11.2019 г. Инспекция не рассматривает материалы выездной налоговой проверки, по надуманным основаниям каждый раз откладывая назначенную дату рассмотрения, что нарушает баланс частных и публичных интересов в налоговых правоотношениях, лишает Общество определенности в части ее результатов, приводит к существенному увеличению периода начисления пени, что в случае отказа в удовлетворении его возражений приведет к существенному увеличению его налоговых обязанностей.
В обоснование неоднократных переносов дат рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекция указала, что «в настоящее время невозможно принять решение по результатам проведения мероприятий налогового контроля, поскольку … проводится анализ поступающих документов (информации) по мере их поступления и ознакомление с их результатами налогоплательщиком» (т. 1 л.д. 19).
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд исходил из следующего.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 №14-П налоговые органы наделены правом как проводить проверки и определять их продолжительность в установленных рамках, так и принимать в необходимых случаях решение об их приостановлении.
В силу п.6 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Исходя из п. 8 ст.89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки на основании п.9 ст.89 НК РФ. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
Проверка начата на основании решения о проведении проверки от 28.12.2017 №23/250, окончена 28.12.2018, о чем составлена справка от 28.12.2018 №23/17 (вручена 24.05.2019 представителю Общества по доверенности Ибрагимовой Г.А.).
Срок проведения выездной налоговой проверки продлевался на основании решений Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 02.08.2018 № 467 (до четырех месяцев) и от 17.10.2018 № 1111 (до шести месяцев). Срок проведения выездной налоговой проверки был приостановлен решением Инспекции от 29.12.2017 №23/275 (до 05.04.2018), возобновлен по решению Инспекции от 05.04.2018 №23/66 (с 05.04.2018). Также срок проведения налоговой проверки был приостановлен по решению Инспекции от 06.04.2018 №23/70 (до 28.06.2018), возобновлен решением Инспекции от 28.06.2018 № 23/148 (с 28.06.2018).
По результатам проведения выездной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 28.02.2019 № 23/12 (вручен 24.05.2019 представителю Общества по доверенности Ибрагимовой Г.А.). На акт налоговой проверки в установленный законом срок Обществом представлены письменные возражения (вх. №032172 от 24.06.2019).
Рассмотрение материалов проверки состоялось 03.07.2019 в присутствии представителей Общества, что следует из протокола рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов выездной налоговой проверки от 03.07.2019.
Общество считает, что налоговый орган неправомерно и в нарушение п.6 ст. 101 НК РФ осуществляет дополнительные мероприятия налогового контроля. В соответствии с требованиями п.6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок проведения таких дополнительных мероприятий не может превышать один месяц.
Между тем право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля уже было реализовано Инспекцией в ходе проверки Общества.
С учетом п. 6 ст. 101 НК РФ Инспекцией принято решение №23/27 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки от 11.07.2019 на 1 месяц (вручено 17.07.2019 представителю Общества по доверенности Савельеву В.Б.).
Исходя из положений п.6 ст. 101 НК РФ, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, а также учитывая представленные Обществом возражения на акт налоговой проверки № 23/12 от 28.02.2019, Инспекцией принято решение № 23/22 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 11.07.2019 (вручено 17.07.2019 представителю Общества по доверенности Савельеву В.Б.).
По результатам дополнительных мероприятий Инспекцией составлено дополнение к акту выездной налоговой проверки от 02.09.2019 №23/20, которое одновременно с извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 02.09.2019 №23-10/50685 получено представителем Общества по доверенности Савельевым В.Б. 09.09.2019.
С результатами дополнительных мероприятий налогового контроля ознакомлены представители Общества по доверенности, о чем свидетельствуют соответствующие протоколы от 03.10.2019, от 28.10.2019, от 25.11.2019, от 20.12.2019, от 24.01.2020, от 24.02.2020, от 23.03.2020. Представителям Общества по доверенности вручены извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 03.10.2019 №23-10/55471, от 28.10.2019 №23-10/61086, от 25.11.2019 №23-10/67134, от 20.12.2019 №23-10/74073, от 29.01.2020 №23-10/04444, от 26.02.2020 № 23-10/10137, от 23.03.2020 №23-10/14787. В адрес Общества Инспекцией были направлены извещения о времени и рассмотрения материалов налоговой проверки от 13.04.2020 №23-10/25266, от 02.07.2020 №23-10/30304, от 30.10.2020 №23-10/53434, от 30.11.2020 №23-10/58530, от 24.12.2020 №23-10/66695, от 28.01.2021 №23-10/04228, от 24.02.2021 №23-10/09623, от 23.03.2021 №23-10/13923, от 22.04.2021 №23-10/19899, от 16.06.2021 №23-10/28714, от 14.07.2021 №23-10/3334, от 09.08.2021 №23-10/37160.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что рассмотрение материалов проверки, назначенное на 02.09.2021 г. на 12.00 час. (согласно извещения от 09.08.2021 №23-10/37160) не состоялось: Обществу согласно протокола передаваемых документов от 01.09.2021 г. были переданы для ознакомления копии протоколов допросов Гиптофт Е.П. от 31.05.2021, Тихонова И.В. от 05.08.2021г. Извещением от 09.09.2021 г. № 23-10/42426 Общество было извещено о рассмотрении материалов проверки 27.09.2021 г. в 15.30 час.
Но 27.09.2021 г. рассмотрение материалов проверки не состоялось: Обществу согласно протокола передаваемых документов от 27.09.2021 г. были переданы для ознакомления копии протоколов допросов Касьянова И.В. и Слесарева А.П. Извещением от 27.09.2021 г. № 23-10/44899 до Общества доведено, что рассмотрение материалов налоговой проверки состоится 20.10.2021 г. в 15.00 час.
20.10.2021 г. рассмотрение материалов проверки также не состоялось: Обществу передана копия объяснений Найчук М.В. и извещение от 20.10.2021 г. № 23-10/49408 о рассмотрении материалов налоговой проверки 16.11.2021 г. в 15.30 час. 21.10.2021 г. в адрес Общества по почте направлена копия протокола допроса Деева А.Г.
В извещениях о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки причины нерассмотрения материалов проверки в назначенные даты и назначения новых дат рассмотрения не указаны; какое-либо иные документы, кроме протоколов передачи на ознакомление отдельных (составленных после завершения мероприятий налогового контроля) документов, Инспекцией суду не представлены.
Из изложенного следует, что время с момента завершения выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в противоречие с целями, установленными статьей 101 НК РФ (рассмотрение материалов проверки и принятие решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к такой ответственности), налоговый орган использует для получения новых материалов проверки (проводит допросы, получает объяснения), под предлогом ознакомления Общества с которыми постоянно откладывает рассмотрение материалов проверки.
Тем самым со стороны Инспекции имеет место бездействие, выражающееся в нерассмотрении материалов проверки, которое с целью создания видимости его соответствия положениям п. 1 ст. 101 НК РФ оформляется неоднократным и немотивированным назначением новых дат рассмотрения с последующим их переносом в пределах установленного п. 1 ст. 101 НК РФ срока продления рассмотрения материалов проверки.
В обоснование правомерности данных действий Инспекция указывала, что срок рассмотрения материалов проверки ей не нарушен, ежемесячное продление срока рассмотрения материалов проверки и перенос даты заседания осуществляются исключительно в интересах заявителя; ознакомление Общества со всеми результатами проведения дополнительных мероприятий налогового контроля производилось по мере получения налоговым органом такой информации, следовательно, в настоящее время у нее отсутствует возможность принять решение по результатам проведения мероприятий налогового контроля, поскольку Инспекцией проводится анализ поступающих документов (информации) по мере их поступления и ознакомление с их результатами налогоплательщиком.
Однако суд не может согласиться с позицией Инспекции ввиду следующего.
В соответствии с абз. 1 п.1 ст.101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п.7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае принятия Инспекцией решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля согласно абз.2 п.1 ст. 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ) по результатам рассмотрения их материалов, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений, в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного п. 6.2 ст. 101 НК РФ (пятнадцатидневного срока представления возражений на дополнительные мероприятия налогового контроля), принимается одно из решений, предусмотренных п.7 ст. 101 НК РФ.
При этом в отличие от абз. 1 п. 1 ст. 101 НК РФ возможность продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ не предусмотрена (абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ применяется к рассмотрению материалов проверки Общества ввиду ее завершения 28.12.2018 г., т.е. после вступления в законную силу указанного федерального закона). Подобный подход является логичным и объясняется тем, что назначение дополнительных мероприятий само по себе влечет перенос окончательного рассмотрениям материалов проверки на период их проведения, представления возражений и рассмотрения их результата.
Следовательно, материалы проверки должны были быть рассмотрены и одно из решений по результатам проверки, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, должно было быть принято Инспекцией в течение 10 дней со дня истечения пятнадцатидневного срока представления возражений на дополнения к акту выездной налоговой проверки, без последующего продления данных сроков.
Тем самым в рассматриваемом случае имеет место не только злоупотребление Инспекцией правом на неоднократное продление срока рассмотрения материалов проверки, но и нарушение положений абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ – продление срока рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в случае, не предусмотренным Кодексом.
Более того, буквальное толкование положений абз. 1 п.1 ст.101 НК РФ также приводит к выводу о том, что предусмотренная им возможность продления срока рассмотрения материалов проверки является однократной, а срок отложения – предельным «не более чем на один месяц».
Из материалов дела следует, что 28.02.2019 г. Инспекцией составлен акт проверки, вручен представителю заявителя 24.05.2019 (л.д. 69, т. 1); 24.06.2019 г. Обществом поданы возражения на акт проверки; 11.07.2019 г. составлен протокол № 07-18/ рассмотрения возражений и материалов выездной налоговой проверки (л.д. 70-71, т. 1); 11.07.2019 г. приняты решение № 23/22 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (л.д. 72, т. 1) и решение № 23/27 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки на один месяц (л.д. 74, т. 1); 02.09.2019 г. составлены дополнения к акту налоговой проверки № 23/20 (л.д. 76, т. 1), в которых указано, что дополнительные мероприятия Инспекцией завершены 12.08.2019 г.
Применительно к материалам налоговой проверки в отношении Общества, предельный срок рассмотрения материалов проверки определяется следующим образом: 12.08.2019 Инспекцией завершены дополнительные мероприятия налогового контроля; 02.09.2019 Инспекцией приняты дополнения к акту налоговой проверки №23/20; 09.09.2019 исх. № 23-10/50685 Инспекция передала по описи материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, и определила дату рассмотрения всех материалов проверки 07.10.2019. В указанный период включается как срок для предоставления Обществом возражений на дополнение к акту, т.е. 15 рабочих дней (в соответствии с п. 6 ст. 6.1 и п.6.2. ст.101 НК РФ), так и срок ознакомления Инспекции с возражениями Общества, и 10-ти дневный срок рассмотрения материалов и принятия решения. Фактически в этот срок исходя из положений абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ и должны были быть рассмотрены материалы проверки.
Но 03.10.2019 г. Инспекция письмом исх. 23-10/55471 уведомила Общество о продлении срока рассмотрения материалов проверки до 01.11.2019 г., за которым, как уже ранее указывалось, последовали систематические переносы рассмотрения материалов проверки, свидетельствующие о бездействии Инспекции.
Судом учитывается, что в силу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.03.2006 № 70-О продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения, не более чем на один месяц необходимо для обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере как сфере властной деятельности государства. В этой связи продление срока рассмотрения материалов проверки не может реализовываться налоговым органом безосновательно, за пределами законодательно установленных сроков. В противном случае будет нарушен установленный в налоговых правоотношениях баланс, что приведет к ущемлению прав и законных интересов налогоплательщика.
В том случае, если Инспекция принимает решение о проведении дополнительных мероприятий, в силу п. 6 ст. 101 НК РФ срок проведения таких мероприятий не может превышающий один месяц. При этом решение, принимаемое руководителем (заместителем руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий, должно содержать обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указывать срок и конкретная форма проведения мероприятий.
В соответствии с обстоятельствами дела, рассмотрение материалов проверки и возражений к ним состоялось 03.07.2019 (согласно протоколу № 07-18 от 03.07.2019). После указанной даты налоговый орган материалы налоговой проверки комиссионно не рассматривал. Представитель Общества пояснил, что сотрудники Инспекции устно отметили, что вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и, в этой связи, об отложении срока рассмотрения материалов проверки. При этом с текстом решения о проведении дополнительных мероприятий, принятого после 11.08.2019 Общество не ознакомлено. Тем не менее срок рассмотрения материалов налоговой проверки ежемесячно продлевается, т.е. Инспекция незаконно и необоснованно увеличивает срок рассмотрения материалов проверки.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.05.2010 № 650-О-О, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, а не по его результатам. В указанном определении разъяснено, что рассмотрение акта налоговой проверки и иных полученных по ее итогам материалов начинается после их оформления (пункты 1 – 4 ст. 101 Кодекса) и продолжается вплоть до вынесения решения о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, представляющего собой результат такого рассмотрения (пункт 7 ст. 101 Кодекса).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 № 239-О разъяснено, что в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает системы мер налогового контроля, которая, в частности, предполагает обязанность вынесения налоговым органом решения по итогам проверки. Положения п.1 ст. 101 НК РФ предполагают возможность продления срока рассмотрения материалов проверки, но не более чем на один месяц. Соответственно, законоположение, ограничивающее право налогового органа на продление срока рассмотрения материалов проверки месячным сроком, направлено на защиту прав налогоплательщика от необоснованного длительного вмешательства налогового органа в хозяйственную деятельность налогоплательщика.
Бездействие Инспекции, выражающееся в фактическом отказе принять решение по результатам проверки, и продлении срока рассмотрении материалов проверки, прямо противоречит императивным нормам ст. 101 НК РФ.
Столь длительное проведение налоговой проверки и отсутствие решения по ее результатам создает ситуацию неопределенности в размере налоговых обязанностей Общества и сроков их выполнения, ввиду длительности периода начисления пени по НДС и налогу на прибыль их размер существенно увеличился, что ухудшает положение Общества как налогоплательщика.
При этом ссылки налогового органа на возможность Общества уплатить недоимку по НДС и налогу на прибыль, установленную актом проверки, с целью прекращения начисления пени, не могут быть приняты судом. Общество выразило несогласие с актом выездной налоговой проверки, представив на него возражения; также им представлены возражения и в отношении дополнений к акту проверки, которые до настоящего времени не рассмотрены. Столь длительная неопределенность в результатах рассмотрения материалов проверки обоснованно расценивается Обществом как наличие сомнений у налогового органа в выводах, изложенных в акте проверки, что, безусловно, никак не может способствовать побуждению Общества к оплате начислений, указанных в акте проверки.
Суд соглашается с доводами Общества о нарушении Инспекцией также требования приказа ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-702/628@ (приложение № 34), предусматривающим в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, обязательное определение конкретных обстоятельств, вызвавших необходимость проведения дополнительных мероприятий, указание срока и конкретной формы их проведения (истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы).
Общество пояснило, что не было ознакомлено с решением о проведении мероприятий дополнительного налогового контроля, принятых после 11.08.2019. Оснований для продления срока рассмотрения материалов проверки за пределы, установленного п.1 ст. 101 НК РФ не имеется. Ежемесячно представляемые Инспекцией дополнительные материалы - протоколы допросов и объяснения (без пояснения их относимости к выводам акта проверки и дополнений к нему) сами по себе не являются основаниями для продления срока рассмотрения проверки. Кроме того, часть представленных материалов датирована 2018-2019, т.е. периодом проведения самой налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля. По каким причинам Инспекция не представила их ранее, в том числе при рассмотрении возражений Общества на акт проверки и в составе материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, никаких пояснений в ходе рассмотрения дела не было дано.
Также при переносе сроков рассмотрения материалов проверки Инспекция представляет заявителю документы, полученные за пределами сроков проведения проверки и проведения дополнительных мероприятий. Например, Инспекция вместе с извещением от 07.06.2021 г. о переносе рассмотрения материалов на 17.06.2021 представила объяснение Лилле Е.А. от 10.10.2018 и протокол допроса свидетеля от 20.05.2021 г., а 24.02.2021 протоколом передаваемых документов Инспекция направила заявителю протокол допроса свидетеля Поликашева А.В. от 18.10.2019; 28.01.2021 протоколом передаваемых документов Инспекция направила заявителю протокол допроса свидетеля Эксузян Т.Р. от 18.10.2019 г.
При этом Инспекция ни в рамках проведения мероприятий налогового контроля, ни в ходе рассмотрения дела не представила доказательств того, что материалы, передаваемые заявителю, направляются непосредственно по мере их поступления; каковы критерии представления Обществу документов Инспекция так и не пояснила, доказательств невозможности их представления в более ранние сроки не представила.
Таким образом, бездействие Инспекции противоречит как требованиям п.1 и п. 6 ст. 101 НК РФ, так и приказа ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-702/628@, Инспекцией грубо нарушен срок рассмотрения материалов налоговой проверки, установленный ст. 101 НК РФ составляющий 10 дней после получения возражений налогоплательщика на акт проверки, либо возражений на дополнения к акту проверки.
В отношении непринятия решения по результатам налоговой проверки.
В отзыве Инспекция указывает, что не имеет возможности принять решение по результатам проведения мероприятий налогового контроля, поскольку проводится анализ поступающих документов (по мере и поступления) и ознакомление с их результатами налогоплательщика. Однако никаких доказательств в обоснование данного довода Инспекцией не представлено; как и не мотивировано получение дополнительных документов за пределами проведения мероприятий налогового контроля.
Материалы, передаваемые заявителю Инспекцией, датированы позднее 12.08.2019, т.е. позднее даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля. Исходя из положений ст. 101 НК РФ, установление процедуры и сроков принятия налоговым органом решения по результатам налоговой проверки направлено на обеспечение соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика.
Рассмотрение Инспекцией материалов налоговой проверки за пределами сроков, установленных ст. 101 НК РФ приводит к избыточному и фактически не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля. На недопустимость затягивания принятия решения по результатам налоговой проверки неоднократно указывал как Конституционный Суд Российской Федерации (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 16.07.2004 № 14-П, определением от 28.02.2017 № 239-О).
Судом при оценке обстоятельств дела также учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 05.07.2021 г. № 307-ЭС21-2135 по делу № А21-10479/2019, касательно предельных сроков принудительного взыскания задолженности и их соотнесения со сроками мероприятий налогового контроля, с учетом которой регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обеспечение правовой определенности. Поэтому длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 № 13084/07).
По настоящему делу судом установлено, что Инспекцией допущено нарушение положений абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ - продлен срок рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в случае, не предусмотренном Кодексом, и нарушение положений абз. 1 п. 1 ст. 101 НК РФ, выразившееся в неоднократном и немотивированном переносе дат рассмотрения материалов проверки. Следовательно, со стороны Инспекции имеет место бездействие, подлежащее признанию судом незаконным, не соответствующим положениям Кодекса.
Подп. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Общество с учетом принятого судом уточнения требований просило суд обязать Инспекцию рассмотреть материалы выездной налоговой проверки 16.11.2021 г. (в последнюю назначенную Инспекцией дату рассмотрения) и принять решение по материалам проверки в порядке п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд соглашается с требованиями Общества о необходимости возложения на Инспекцию обязанности принять решение по материалам проверки в порядке п. 7 ст. 101 НК РФ (без определения того, какое именно решение подлежит принятию по результатам проверки) и считает их подлежащими удовлетворению.
Однако требования Общества в части указанной им даты рассмотрения материалов проверки удовлетворению судом не подлежат, так как в силу ч. 2 ст. 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежат только решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства. Тем самым принятое судом по результатам рассмотрения настоящего дела решение подлежит немедленному исполнению в части признания незаконным бездействия Инспекции. Возложение на Инспекцию обязанностей по устранению последствий признания бездействия незаконным, пусть и в порядке ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не охватывается положениями ч. 2 ст. 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о немедленном исполнении.
Так как указанная Обществом дата рассмотрения материалов проверки 16.11.2021 г. находится за пределами срока вступления решения по настоящему делу в законную силу, а также за пределами срока, установленного как абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ, так и абз. 1 п. 1 ст. 101 НК РФ (с учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ) при его исчислении с даты изготовления полного текста решения даже в случае обращения решения в данной части к немедленному исполнению (хотя Общество об этом суд не просило), то требования Общества в части указанной им даты рассмотрения материалов проверки 16.11.2021 г. удовлетворению судом не подлежат.
В порядке ст. 113, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет срок восстановления нарушенных прав Общества с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ, абз. 1 п. 1 ст. 101 НК РФ (по аналогии). При определении срока рассмотрения материалов проверки судом учтено, что Инспекцией на протяжении длительного периода времени без каких-либо объяснений Обществу вручались дополнительные материалы, не указанные в акте проверки и дополнениях к нему, в заседаниях по делу Инспекция сообщала, что продолжает их получать. С целью обеспечения завершения передачи Инспекцией оставшихся у нее материалов для ознакомления Обществу, выражения им своей позиции в отношении них (представления возражений), рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ее результатам исходя из сроков абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ, абз. 1 п. 1 ст. 101 НК РФ (по аналогии) суд возлагает на Инспекцию обязанность рассмотреть материалы выездной налоговой проверки Общества и принять по ним решение в порядке п. 7 ст. 101 НК РФ не позднее чем в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в связи с удовлетворением требований Общества о признании незаконным бездействия относится на ответчика исходя из положений ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 113, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве, выразившееся в неоднократном и немотивированном продлении срока рассмотрения материалов проверки Общества с ограниченной ответственностью «Сибпроект» (ИНН 7731573962).
В порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве (зарегистрированную по адресу: 121351, Москва город, Молодогвардейская улица, дом 32, ОГРН: 1047731038882, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7731154880) не позднее чем в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу рассмотреть материалы выездной налоговой проверки Общества с ограниченной ответственностью «Сибпроект» (ИНН 7731573962) и принять по ним решение в порядке п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 121351, Москва город, Молодогвардейская улица, дом 32, ОГРН: 1047731038882, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7731154880) в пользу Акционерного общества «Сибпроект» (зарегистрированного по адресу: 115184, Россия, Москва г., Муниципальный округ Замоскворечье вн.тер.г., Озерковский пер., д. 1/18, этаж 2, ком. 7-16, ОГРН: 1207700115127, дата присвоения ОГРН: 12.03.2020, ИНН: 9731062009) 3 000 (три тысячи) рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: А.Н. Нагорная