1

Тема: Допрос в налоговой - теперь не для всех

ФНС провела анализ эффективности мероприятий по отправке повесток о вызове на допрос в качестве свидетелей. Оказалось, что с допросами не все в порядке.
Доля повесток в общем объеме направляемых налоговиками бумажных документов составляет более 43 процентов. Немного не дотягивает до половины всего объема переписки. Но оказывается, что это лишние затраты и совершенно ненужная писанина.

Потому что на допросы никто почти не ходит.
ФНС сделала вывод, что на явку свидетелей количество отправленных повесток не влияет.

Явка составляет около 15 процентов, а в "некоторых регионах" порядка 7 процентов.

ФНС установила такие причины столь низкой эффективности повесточной работы.

• низкие штрафы за неявку — 1 тыс. рублей по п. 1 ст. 128 НК РФ.
• неприменение санкций к не приходящим по повестке.
• непродуманный вызов на допрос всех причастных подряд, без разбора их роли и значимости для сбора информации.
• неосведомленность осуществляющего допрос лица (обычно это инспектор по месту проживания свидетеля) о существенных обстоятельствах дела, следовательно, и непонимание цели и задач допроса.

Выводы сделаны.
И разработаны меры.

Инспекциям поручено следующее:

• при формировании повесток о вызове свидетелей на допрос применять риск-ориентированный подход,
оценивать роль и значимость вызываемого свидетеля для дачи важных показаний.

• при формировании поручения о допросе указывать его цели и задачи, а также составлять список вопросов к допрашиваемому в зависимости от полученных  ответов.

• обеспечить в I квартале 2023 года сокращение не менее чем на треть числа вызовов свидетелей на допросы по сравнению с аналогичным показателем IV квартала 2022 года.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 10 февраля 2023 г. N СД-4-2/1627@
О РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСОВ

Федеральной налоговой службой проведен анализ эффективности направления повесток о допросе свидетеля, направляемых в рамках статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В настоящее время доля повесток о вызове свидетеля составляет более 43% от всех документов, направляемых налоговыми органами на бумажном носителе. Явка свидетелей в среднем составляет 15% (в отдельных субъектах Российской Федерации явка не превышает 7%).

Среди причин низкой эффективности привлечения свидетелей к осуществлению налогового контроля необходимо отметить следующие:

- отсутствие мотивации свидетеля являться на допрос в налоговый орган вследствие незначительного размера штрафа за неявку лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля — 1000 руб. (п. 1 ст. 128 Кодекса), а также непривлечения свидетеля к ответственности;

- отсутствие предварительного анализа роли свидетеля и значимости его показаний (вызов сотрудников налогоплательщика и его контрагентов «всех подряд»);

- отсутствие у лица, проводящего допрос на основании поручения о допросе свидетеля (должностного лица налогового органа по месту жительства свидетеля), понимания всех существенных обстоятельств (цели и задачи допроса), влияющих на выбор стратегии и тактики проведения допроса.

С целью повышения эффективности контрольной работы ФНС России поручает территориальным налоговым органам:

1) обеспечить риск-ориентированный подход при подготовке и направлении повесток о допросе свидетеля (определять необходимость вызова на допрос конкретных лиц с учетом определения их роли и значимости их показаний), в том числе в соотношении с предполагаемыми результатами мероприятий налогового контроля (суммовые, сбор доказательной базы в отношении налогоплательщика, его контрагентов и т.д.);

2) формировать поручение о допросе свидетеля с указанием целей и задачей допроса, включать варианты вопросов к свидетелю в зависимости от полученных при проведении допроса ответов. Повестки о вызове свидетелей на допрос направлять заблаговременно;

3) сократить не менее чем на 30% количество вызовов свидетелей на допросы в 1 кв. 2023 года к уровню 4 кв. 2022 года. Мониторинг этих показателей осуществляется Контрольным управлением ФНС России.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный государственный советник РФ 2-го класса   Д.С.САТИН