1

Тема: Статья 54.1 НК РФ и позиции судов

Замечательным является то, что, как ни старался уполномоченный орган принизить значение практики судов, вводя свою пресловутую статью 54.1 НК РФ, суды не дрогнули. Правовые позиции, выработанные высшими судебными инстанциями по вопросам налоговой выгоды, не претерпели изменений с введением в действие ст. 54.1 НК РФ.

И вот что хорошо. Суды считают, что необходимо определять действительный размер налоговых обязательств налогоплательщика по налогу на прибыль исходя из общей суммы затрат без учета необоснованной наценки со стороны контрагентов. Налоговый орган обязан проверить, осуществлялись ли налогоплательщиком в действительности какие-либо хозяйственные операции и определить действительный размер налоговых обязательств.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2020 № Ф04-611/2020 по делу № А27-17275/2019

Фабула дела:
Инспекция не приняла расходы налогоплательщика в полном объеме, указывая, что положения ст. 54.1 НК РФ, являясь ужесточением требований к налогоплательщикам по соблюдению ими налогового законодательства, допускают (в указанных в статье случаях) полный отказ в возможности реализации прав на заявление налоговых вычетов и учет расходов.
Нивелирование ужесточающих ответственность мер в виде ограничения в правах (в рассматриваемом случае на вычеты и расходы), введенных Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ, путем обратного восстановления всех прав исходя из обстоятельств, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом, приводит к потере функциональности ст. 54.1 НК РФ.

Решение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа:
Частично удовлетворяя заявление организации к налоговому органу о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, суд с учетом ст. 54.1 НК РФ заключил, что установлен запрет на получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком именно по недостоверным (формальным) документам, что не освобождает налоговые органы от обязанности проверить осуществлялись ли в действительности какие-либо хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их действительный экономический смысл и определить действительный размер соответствующих налоговых обязательств.
Но налог должен быть экономически обоснован и не может быть произвольным. Поэтому применение положений п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговым органом необоснованно произведено в отрыве от основополагающих положений действующего налогового законодательства, а именно положений ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ, устанавливающих правило о том, что налог в обязательном порядке должен иметь экономическое основание и не может быть произвольным.

"А поговорить?"
Позиция налоговиков в итоге её реализации приводит к тому, что налогоплательщик, не представивший налоговому органу на проверку никаких документов по совершенным сделкам, будет вправе рассчитывать на применение расчетного метода, то есть будет поставлен в лучшее положение по сравнению с налогоплательщиком, представившим документы, не соответствующие в полном объеме требованиям ст. 54.1 НК РФ, что не отвечает принципам справедливости и правовой определенности.